По данным Госстата, в январе индекс потребительских цен увеличился на 0,2% по отношению к январю-2012 и декабрю-2012. Одной из основных движущих сил такой восходящей динамики цен стал рост тарифов ЖКХ на 0,4%.
Наиболее ощутимым удорожание «коммуналки» было в Ивано-Франковской (+3,4% к декабрю-2012) и Днепропетровской областях (+3,1%). В то же время интересно, что, несмотря на данные о повышении тарифов в ряде населенных пунктов Киевской области, соответствующий ценовой индекс в столичном регионе в прошлом месяце был зафиксирован на нулевой отметке.
Как прогнозировал экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, центральная власть будет заставлять местные органы повышать тарифы. «Все что можно для роста тарифов на тепло правительство сделало 2,5 года назад, когда, не обсуждая ни с кем, оно в 1,5 раза повысил цены на газ для теплокоммунэнерго. С тех пор эти предприятия планово убыточные», — объяснял эксперт.
Напомним, что для компенсации разницы в ценах импортного газа и его реализации предприятиям ТЭК в этом году «Нефтегазу» понадобится 21,5 млрд. грн. 9 января правительство уже приняло решение об увеличении уставника НАКа на 8 млрд. грн. за счет ОВГЗ. Таким образом, повышение тарифов сможет хотя бы частично покрыть оставшуюся часть дефицита. На сколько именно, зависит от уровня подорожания коммуналки.
В 2011 г. МВФ требовал от Украины повысить тарифы для населения на 30%, для теплокоммунэнерго — на 58%. Именно невыполнение этого требования привело к замораживанию сотрудничества Фонда с Украиной. В марте 2012 г. тогдашний первый вице-премьер Валерий Хорошковский отмечал, что если бы Украина по предложению МВФ повысила бы цены на газ для населения вдвое, то «мы бы всего достигли где-то 25-30% себестоимости цены газа».
В январе премьер Николай Азаров заявлял, что власть готова пойти на дифференцированное повышение тарифов для достижения компромисса с МВФ. «Могу заверить, что по поиску компромиссного решения работа продолжается как внутри Кабмина, так и с миссией МВФ. Сказать, что изменений не будет, — очень смело», — отмечал и руководитель главного управления по вопросам международных отношений президентской администрации Андрей Гончарук.
По словам начальника аналитического отдела «Альфа-Банка» (Украина) Алексея Блинова, в прогнозе ИПЦ, который запланировал Кабмин на текущий год в бюджете (4,8% декабрь-к-декабрю) не закладывалось существенное увеличение тарифов. «Поэтому фактические показатели роста ИПЦ могут отличаться от прогнозируемых в зависимости от ситуации с тарифами ЖКХ», — констатировал эксперт.
В свою очередь, руководитель аналитического отдела ИГ «Арт-Капитал» Игорь Путилин считает, что правительство вряд ли пойдет на существенное подорожание коммунальных услуг. «Вес природного газа, электроэнергии и теплой воды в потребительской корзине в сумме составляет лишь 5%. Поэтому 30%-ное повышение тарифов добавит 1,5 п.п. до общего индекса инфляции», — констатировал специалист.
Следует отметить, что помимо повышения тарифов ЖКХ, в ближайшие месяцы «разогреву» инфляции будет способствовать также сезонный рост стоимости продуктов питания, обусловленный в т.ч. активизацией экспорта овощей.
Если анализировать перспективы ИПЦ через призму рынка топлива, стоит принимать во внимание «иранский фактор». Как прогнозировал известный американский экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 г., хотя военный конфликт между Тегераном с одной стороны и Тель-Авивом и Вашингтоном с другой маловероятен, напряжение на Ближнем Востоке может сформировать надбавки за риски на нефтяном рынке на уровне 20%.
Ускорить инфляцию может и ослабление гривни (в среднем соответствующие прогнозы составляют около 10%). «В таком случае, стоимость импортных товаров начнет расти», — пояснял начальник отдела стратегического планирования «Укрсоцбанка» Агшин Мирзазаде.
Не исключено также, что из-за замедления экономики Кабмин может прибегнуть к выполнению госбюджета с помощью инфляции (возможно, и повыше, чем запланированные 4,8%). Воплощаться соответствующие усилия могут не только за счет, например, интенсивного выкупа ОВГЗ Нацбанком (который при нынешней системе власти более чем лоялен к Кабмину), но и с помощью общего смягчения монетарной политики центробанка, направленной на активизацию кредитования (в том числе, через Банк развития, который должен быть создан в Украине).
Кстати, нынешний министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов еще в октябре 2012 г., будучи главой Совета НБУ, подчеркивал, что дефляция вредит экономике Украины даже больше, чем инфляция, «потому что вообще нет никаких экономических стимулов к экономической деятельности».
Правда, директор Генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова недавно обращала внимание, что анализировать инфляционную динамику корректно не только глядя на ИПЦ, но и другие ценовые индикаторы.
«Снижение прироста индекса потребительских цен в течение последних четырех лет сопровождалось довольно высокими уровнями индекса цен производителей промышленной продукции (за исключением прошлого года), а также индекса-дефлятора ВВП. Если посмотреть на последние два индекса, как-то язык не поворачивается говорить о том, что в Украине свирепствует дефляция», — резюмировала представитель НБУ.