Биотехнологии
Рэймонд Рэй Курцвейл, американский изобретатель, писатель, футурист. Директор Google по техническим разработкам
Фото ThinkStock
Через 20 лет биотехнологии — методы перепрограммирования биологических организмов — достигнут зрелости. Мы сможем легко отключать гены, способствующие старению и развитию заболеваний, например, ген инсулинового рецептора, который отвечает за разрастание жировых клеток. Будем добавлять гены, которые защитят от рака и болезней сердца — главных убийц человечества.
Появится возможность выращивать новые органы из стволовых клеток, взятых из нашей собственной кожи. Нам станет по силам омолаживать отдельные органы, постепенно заменяя стареющие дефектные клетки новыми, содержащими нашу собственную ДНК. Каждый год будет открывать новые возможности омолаживания, и так, постепенно, человечество откроет секреты долголетия.
Глобальные конфликты
Роберт Дэвид Каплан, главный аналитик исследовательской компании Stratfor по геополитике, автор книги The Revenge of Geography («Месть географии»)
В 2033 году глобальные конфликты будут масштабными и хаотичным, но необязательно более ожесточенными, чем сейчас. На Ближнем Востоке вместо стран с четко очерченными границами и сильной центральной властью появится целый ряд слабых государств, межрелигиозных и этнических образований, которые будут конфликтовать друг с другом. Например, у иракского города Мосул будет намного больше общего с сирийским Дамаском, чем с Багдадом. Курдистан будет независимым, децентрализованным и этнически более однородным, а Западный берег реки Иордан станет частью Иордании.
В центральной части и на востоке Китая сформируется конгломерат этнических китайцев, живущих в относительной гармонии с фактически независимыми Внутренней Монголией, исламским Уйгурстаном и Тибетом. Китайский Юньнань будет играть роль столицы Юго-Восточной Азии. В Африке произойдет «зеленая революция», а Нигерия распадется на несколько частей.
В течение следующих десятилетий мы станем свидетелями ослабления центральной власти в бывших колониальных странах. Вначале этот процесс будет сопровождаться насилием, а затем восстановится относительное спокойствие.
Образование
Шантану Шинха, президент некоммерческой организации «Академия Хана». Ее цель — предоставить каждому жителю планеты возможность бесплатно получить образование
Фото ThinkStock
Доступность. Через двадцать лет лучшие в мире обучающие материалы будут доступны практически каждому. Учебники можно будет бесплатно получить в онлайне. Ребенок из самой отдаленной страны сможет изучать любую дисциплину — от алгебры до теории струн и истории Древней Греции.
Персонализированное обучение. В прошлом останется практика, когда все дети одного возраста вместе учили один и тот же материал. Благодаря новым технологиям учебный процесс можно будет адаптировать к особенностям каждого ученика. Тогда 35-летний сможет легко освежить в памяти знания по тригонометрии, а ученик начальной школы — начать осваивать алгебру. Каждый сосредоточится на том предмете, который ему нужен.
Интерактивные учебные аудитории. Учителя будут тратить меньше времени на преподавание, и больше — на воспитание. Школьные классы станут тем местом, где идет в основном воспитательный процесс, а ученики получают навыки общения. В то же время обучение будет более проектно-ориентированным, практичным и междисциплинарным.
Оценка знаний на основе компетенции. Знания будут оценивать не по времени, проведенному на занятиях, а по уровню компетенции. 40-летнему безработному не придется возвращаться за парту и влезать в долги, чтобы получить новую специальность. Он сможет, например, пройти курс бухгалтерского учета в онлайне, доказать работодателям, что обладает нужными знаниями, и получить работу.
Частные полеты в космос
Джордж Уайтсайдс, президент компании Virgin Galactic, которая планирует организовывать суборбитальные космические полеты для туристов
Фото Эдвин Э. Олдрин/NASA
Через 20 лет тысячи, а то и миллионы людей смогут летать в космос. На сегодняшний день там побывали чуть больше 500 человек. За редчайшими исключениями все эти люди — профессионалы, тщательно отобранные и прошедшие специальную подготовку. Их миссия благородна и заслуживает восхищения, но в рамках государственных космических программ простым смертным путь в космос заказан. Такую возможность им предоставят частные компании, у которых есть нужные инструменты и мотивация. Несколько компаний уже сейчас стремятся решить эту задачу.
В будущем частные космические полеты перестанут быть уделом только искателей острых ощущений. В XXI веке они могут стать таким же обычным делом, как авиаперелет в XX. Та же технология, которая позволяет запускать частные космические корабли в космос, дает возможность в рекордно короткие сроки перевозить пассажиров в самые отдаленные уголки Земли. Ненадолго выйдя за пределы земной атмосферы, летательный аппарат преодолеет расстояние от Нью-Йорка до Сиднея за 2-3 часа, а не за 20 часов с многочисленными пересадками, как сегодня.
Еще один прогноз — воздушные перевозки станут экологически более чистыми. Например, региональные рейсы смогут обслуживать небольшие самолеты на солнечных батареях.
Трудовые ресурсы
Оливер Буссманн, директор по информационным технологиям SAP AG — международной компании, поставляющей программные решения для управления бизнесом
ото ThinkStock
За последние 20 лет мы прошли путь от зарождения интернета до полностью подключенного мира. К 2033 году люди будут постоянно поддерживать связь с коллегами с помощью носимых — а возможно, даже имплантируемых — устройств. Кооперация между людьми в разных уголках планеты станет таким же естественным процессом, как сегодня — повседневное общение. Причем физически присутствовать на рабочем месте можно будет исключительно по желанию.
Структура руководства станет все более плоской, а роли в компаниях будут распределяться, исходя из индивидуальных навыков и способностей сотрудников. Благодаря сложным аналитическим системам процесс принятия многих решений будет автоматизирован, а люди смогут сосредоточиться на том, что им свойственно от природы — на творчестве.
Религия
Джон Л. Аллен мл., американский журналист, автор нескольких книг, ведущий корреспондент журнала National Catholic Reporter
Фото ThinkStock
Во-первых, все более заметное влияние на католицизм будут оказывать южные страны. Уже сегодня там проживают две трети из 1,1 млрд католиков, а к середине века их будет уже три четверти. Такие города, как Мумбай, Манила и Абуджа станут в XXI веке центрами интеллектуального, духовного и политического влияния — как Париж, Левен и Милан были в XVI. По мере этих преобразований католицизм будет превращаться в церковь малоимущих, исповедующих идеалы экономической справедливости, многополярности и неприятия войн.
Во-вторых, католицизм на Западе будет и дальше «евангелизироваться», то есть защищать свою идентичность в обстановке, когда мир становится все более светским. В свое время на Западе католицизм был доминантой, определяющей культуру. Сегодня это одна из борющихся субкультур. И, как и другие субкультуры, католицизм учится «политике идентичности», пытаясь избежать ассимиляции. Другими словами, в Европе и Северной Америке роль католицизма в войне культур не только не ослабнет, но и наоборот — усилится.
Глобальное потепление
Джин Д. Робинсон, доктор естественных наук, почетный профессор Университета Джеймса Мэдисона, автор нескольких книг на тему глобального потепления
Фото ThinkStock
Двадцать лет назад нам предсказывали грядущую катастрофу из-за глобального потепления, вызванного углеродными выбросами. В бестселлерах 90-х годов описывались апокалипсические картины нашего мира в 2020-2030 гг., когда температура на планете должна подняться на 6-7 градусов. Первый отчет Межправительственной группы экспертов по климатическим изменениям (IPCC), казалось бы, подтверждал этот кошмарный сценарий и придавал ему некую научную достоверность. Но в действительности с 1993 по 2012 г. температура на Земле повысилась в среднем всего на 0,2 градуса, достигнув пика в 1998 году. С тех пор она остается достаточно стабильной, не демонстрируя четкой тенденции ни к повышению, ни к снижению.
Поскольку стабилизация температуры произошла на ее пике, каждый год можно называть рекордно жарким, что пресса обычно и делает. Это очень удобный способ скрыть тот факт, что, несмотря на постоянное увеличение выбросов двуокиси углерода, температура на планете не повышается.
Итак, каков наш прогноз глобального потепления до 2033 года? Вопреки мнению тех, кто утверждает, что температура вот-вот резко возрастет, в ближайшие годы четкой тенденции к потеплению или похолоданию мы, скорее всего, не увидим. Любители выступать с паникерскими заявлениями будут и далее усматривать в каждом резком ухудшении погоды признаки глобального изменения климата и противиться любому проекту в сфере энергетики, кроме строительства солнечных и ветроэлектростанций.
Либеральные СМИ продолжат печатать исследования в поддержку этой точки зрения и игнорировать работы, которые ей противоречат. Политики будут выступать за сохранение налогов на выбросы углерода, несмотря на растущий скептицизм простых людей. Ученые, придерживающиеся «политкорректной» точки зрения, продолжат получать гранты, а их оппоненты — страдать от недофинансирования. В целом, за последние двадцать лет тема глобального потепления не стала менее политизированной. Вряд ли что-то изменится и в следующее двадцатилетие.