Это первый государственный иск против рейтингового агентства, и министерство юстиции, ссылающееся на редко используемый закон, в случае успеха может использовать аналогичную стратегию и в дальнейшем.
США заявили, что S&P ввело инвесторов в заблуждение, говоря об объективности своих рейтингов ипотечных инструментов, а также об отсутствии конфликта интересов при присвоении рейтингов.
По мнению министерства, S&P завышало рейтинги и замалчивало риски в период краха рынка жилья, желая расширить количество своих клиентов среди инвестиционных банков, выпускавших ипотечные облигации.
«Говоря проще, это вопиющие действия, которые касаются самих корней последнего финансового кризиса», — заявил на пресс-конференции в Вашингтоне генеральный прокурор Эрик Холдер.
S&P заявило во вторник, что иск не имеет оснований.
«Заявления о том, что мы сознательно поддерживали рейтинги на высоком уровне, когда они должны были быть ниже, просто неверны», — заявило агентство.
Иски к агентству также подали 16 штатов и округ Колумбия.
За два дня акции McGraw-Hill Companies Inc, материнской компании S&P, упали на 23 процента.
Источник, близкий к компании, сообщил, что S&P ожидает многолетнего процесса. Переговоры о мировом соглашении рухнули, когда правительство предложило агентству заплатить штраф в более чем $1 миллиард и признать свою вину, что сделало бы ее уязвимой для новых исков.
В отличие от уголовных дел гражданский иск правительства не требует доказательства, исключающего возможность разумного сомнения.
Правительству нужно обосновать обвинение «преимущественными доказательствами» — то есть улики должны лишь свидетельствовать о том, что обвинения правительства более правдоподобны.
Правительство также отказалось от доказательства сознательного искажения конкретных рейтингов, которые в целом подпадают по защиту закона о свободе слова, и будет обосновывать ложность лишь одного утверждения S&P — объективность рейтингов агентства.