Большая разница в зарплатах между Киевом и провинцией — официально на треть выше, а реально — в разы — главный двигатель миграции дешевой рабочей силы в столицу и причина появления особой касты гастарбайтеров — трудовых мигрантов в своей же стране.
Так, по подсчетам Института демографии и социальных исследований, одних лишь трудовых мигрантов, проживающих в столице без регистрации, уже около 1 млн.
Причины концентрации деловой активности исключительно в столице, а также городах-миллионниках, эксперты видят в крахе советской системы планирования и ужасных условиях для ведения бизнеса, которые препятствуют внутренним и внешним инвестициям, что могли бы создать новые рабочие места.
В настоящее время у киевских работодателей глаза разбегаются от желающих трудоустроиться и отмечает, что охотнее всего берут претендентов на рабочие вакансии — сварщиков, слесарей, токарей, продавцов, водителей и строителей. Но многие из приезжих соглашаются на любую работу и готовы сутками стоять на неофициальных трудовых биржах, а ночевать — на вокзале.
«Люди пытаются уехать (с насиженных мест на родине) в надежде на то, что, найдя хотя бы какую-то работу, потом со временем смогут обжиться, присмотреться и, может, остаться в столице», — заключает Лариса Лисогор, завотделом экономики труда Института демографии и социальных исследований.
Источник сравнивает Киев и Первомайск, что в Николаевской области, которые разделяют всего три с половиной часа езды на автомобиле, но обитателям маленького городка это расстояние кажется пропастью. «Это здесь, в Киеве, люди живут, а у нас существуют», — сетует 35-летний Николай Новиков, совсем недавно работавший механиком на одном из крупнейших предприятий своего региона и получавший 2 тыс. грн.
Неделю назад он перебрался в столицу, и его нынешняя работа таксистом кажется ему пределом мечтаний — здесь он надеется получать в пять раз больше. Пусть не 10 тыс. грн, но 6 тыс. в Киеве человеку рабочей профессии или без нее заработать можно, говорят те, кто уже не первый год ест столичный хлеб. Правда, для этого придется «рвать без отдыха».
Один из таких сограждан — Виталий, 24-летний тракторист, попросивший не называть его фамилию в печати, но охотно согласившийся сфотографироваться, — переминается с ноги на ногу на площади у метро Вокзальная. Это место, прозванное в народе «пятачком», является нелегальной биржей труда, куда ежедневно в поисках работы стекаются минимум полсотни человек.
Между тем, Виталий, уроженец села Сосница Черкасской области, приходит сюда ежедневно к восьми утра. Он соглашается на любой труд — приходилось и вагоны разгружать, и соль расфасовывать, и охранником дежурить, и листовки раздавать. @
«Я не перебираю, — говорит он. — Главное, чтобы деньги платили, и отношение хорошее было».
Продать свои рабочие руки на «пятачке» можно в среднем за 200 грн в день. Это впятеро больше, чем Виталий мог заработать у себя дома, вкалывая механизатором на пилораме.