Заявления с требованием выплаты компенсации за авиабилеты на отмененные авиакомпанией «Аэросвит» 200 рейсов к началу третьей декады января подали более шести тысяч человек, сообщила DW руководитель пресс-службы Государственной авиационной службы Украины Людмила Петрив. Легче всего вернуть деньги тем, кто купил билеты в кассах компании или на ее интернет-сайте. Однако и эти пассажиры могут остаться ни с чем после того, как 22 января на счета «Аэросвита» был наложен арест.

Вернуть деньги за билеты на отмененные «Аэросвитом» рейсы удалось очень немногим. Счастливчиками оказались те, кто купил билеты непосредственно у авиаперевозчика. По словам Людмилы Петрив, им уже выплачены компенсации на сумму в более чем 400 тысяч гривен (40 тысяч евро в пересчете).

Как сообщил представившийся Алексеем один из пассажиров, вернувших деньги назад, «Аэросвит» только через две с половиной недели после обращения в компанию перечислил деньги за билет на его кредитную карточку.

«Я заполнил форму заявки возврата на сайте »Аэросвита«, но потом пришлось ежедневно звонить на их »горячую линию« и писать электронные письма», — пожаловался собеседник.

По оценкам аналитиков, только треть своих авиабилетов авиакомпании продают в собственных кассах, остальные распространяются по агентским соглашениям. Эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов в интервью DW не исключил, что у купивших в агентствах билеты на рейсы «Аэросвита» осталось мало надежд на возмещение убытка.

«Система международного клирингового взаиморасчета между авиакомпанией и агентствами BSP IATA исключила »Аэросвит« из числа своих клиентов, чтобы уменьшить свои риски», — объяснил Коновалов.

Еще более мрачные перспективы сулит постановление Государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Киевской области, в соответствии с которым с 22 января должны быть арестованы счета «Аэросвита» во всех украинских банках. «Вместо того, чтобы продолжать разбираться в судах в причинах полумиллиардной задолженности авиакомпании, государство попросту заблокировало ее текущие расчеты. И теперь следует ожидать, что »Аэросвит« уже точно будет доведен до банкротства», — предупреждает Вячеслав Коновалов.

Между тем сама авиакомпания также выразила протест против действий властей. В распространенном пресс-релизе «Аэросвит» уточнил, что счета авиакомпании арестованы в девяти банках на территории Украины. А сумма замороженных средств составляет около пяти миллионов гривен (500 тысяч евро в эквиваленте).

В ответ на вопрос DW о планах дальнейших выплат компенсаций за неиспользованные билеты пресс-секретарь «Аэросвита» попросил прислать вопросы по электронной почте. Однако на отосланные письма ответа так и не последовало, а на телефонные звонки пресс-секретарь больше не отвечал.

В самом выгодном положении пока остаются те, кто заблаговременно купил билеты на еще не состоявшиеся рейсы. Как только поступает информация об отмене рейса, пассажиру приходит SМS-сообщение, и он может или забрать свои деньги, или бесплатно переоформить билет на аналогичный рейс другой авиакомпании.

В самой же незавидной ситуации оказались пассажиры, которые из-за уже отмененных рейсов не только не могут вернуть деньги за билеты, но и потеряли средства, уплаченные за туристические путевки, или опоздали на стыковки при пересадке на другие рейсы. Среди последних оказалось немало граждан России и Израиля.

Тем временем министр инфраструктуры Украины Владимир Козак 23 января на брифинге в кабинете министров объявил о введении с 25 января новых правил. По словам министра, они значительно ужесточают ответственность авиаперевозчиков за отмену рейсов. Ранее правительство заверило, что не допустит банкротства «Аэросвита».

А вот уже пострадавшим пассажирам председатель Госинспекции Украины по защите прав потребителей Сергей Орехов посоветовал обращаться в суды и рассчитывать на получение компенсации за причиненный ущерб «как минимум по 250-350 евро в сутки». Для этого истцы должны представить доказательства понесенных убытков: чеки, путевки, билеты и другие документы.

В свою очередь Госавиаслужба Украины сообщила о формировании реестра заявок от пассажиров, которые приобрели билеты на рейсы «Аэросвита». После завершения этой работы ведомство планирует провести проверку полученных данных. И лишь после этого на основе обновленной информации ожидается составление графика возврата «Аэросвитом» средств пострадавшим пассажирам.