В конце минувшей недели стало известно о том, что «Газпром» предъявил Украине счет на $7 млрд. за недобор газа в 2012 году. Официальных комментариев украинской стороны, помимо самого факта подтверждения претензий российского монополиста, пока еще не последовало. Зато уже сегодня налицо эволюция образа Украины в глазах Кремля — из мелкого воришки (как это было в прошлом году) страна превратилась в злостного неплательщика. «Газпром» даже пригрозил, что в случае неуплаты необходимой суммы, будет вынужден подать в Международный арбитраж. Впрочем, на этот шаг российская сторона вряд ли пойдет — и вот почему.
Претензии монополиста основываются на положениях газовых контрактов, подписанных в январе 2009 года. Согласно им, «Нафтогаз» должен был закупить у «Газпрома» 52 млрд куб. м газа. При этом минимальные обязательства украинской стороны по импорту российского «голубого топлива» составляли 41,6 млрд куб. м.
Одновременно 17 января Reuters процитировал заместителя директора департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Виктора Валова, который в ходе телефонной конференции озвучил предварительный объем, который закупила Украина в 2012 году — 33 млрд куб. м. Иными словами, российским монополист, согласно контрактам от 2009 года, мог истребовать от Киева стоимость не купленных 8,6 млрд куб. м. По цене газа в четвертом квартале прошедшего года ($430 за 1 тыс. куб. м) это составляет $3,698 млрд, но отнюдь не $7 млрд.
Впрочем, даже эти подсчеты не столь существенны, учитывая одну рабочую встречу тогда еще главы правительства РФ Владимира Путина с топ-менеджментом «Газпрома», имевшую место 4 февраля 2012 года. Согласно стенограмме встречи, размещенной на сайте правительства России, заместитель председателя правления — начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» Андрей Круглов заявил Путину, что на 2012 год с Украиной подписан договор на закупку Киевом 27 млрд куб. м газа.
«По годовому объему у нас заключен договор на 27 млрд», — отмечается в стенограмме.
Владимир Владимирович, правда, на это спросил: не переписан ли договор, на что Круглов ответил: «Пока нет». Видимо, все-таки он и не был переписан на протяжении всего прошлого года — ведь в противном случае и российская, и украинская стороны давно бы уже сделали это достоянием общественности.
В этом случае все претензии российского монополиста сегодня выглядят не более чем плохо замаскированным политическим давлением. С какой целью — говорить пока рано. Возможно, и с целью обеспечить правильный настрой украинской делегации на предстоящих переговорах по объемам будущих закупок.
Как бы там ни было, не случайностью может оказаться и еще одно событие, касающееся газа и Украины, также произошедшее на прошлой неделе. Так, Ernst&Young получила акцепт предложения на разработку программы реформирования НАК «Нафтогаз Украины» стоимостью 9 млн. 995 тыс. грн. А собственно реформирование, согласно обнародованной тендерной документации, помимо прочего, будет включать в себя и разработку правовой базы для запуска в действие в Украине «Второй газовой директивы ЕС» (директивы 2003/55/ЕС).
Напомним, одними из ключевых ее требований являются полное разделение функций добычи, транспортировки и реализации газа путем создания юридически и финансово независимых субъектов хозяйствования, а также доступ третьих сторон к магистральным трубопроводам и подземным хранилищам природного газа. А учитывая большую нервозность России по поводу либерализации европейского рынка газа в целом и желание «Газпрома» контролировать украинскую газотранспортную систему в частности — неожиданное предъявление счета за неуплату и проведение тендера вполне могут оказаться звеньями одной цепи.
Тем более что еще во вторник, 22-го числа пресс-служба монополии была традиционно сдержана и немногословна по отношению к «украинскому вопросу». В этот день прошла рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко. «На встрече обсуждались вопросы взаимовыгодного стратегического партнерства», — только лишь отметили в пресс-службе «Газпрома». На текущей неделе, надо полагать, заявления будут куда более содержательными и яркими.