«Бюджет строился на базе слишком оптимистического бюджета-2012. То есть расходы этих бюджетов выросли существенно по сравнению с размером экономики прошлых лет. Но хотя бы на 2013 год было учтено, что произошло существенное охлаждение экономики во II полугодии 2012 года», — сказал специалист.
Вальчишен считает, что усиление контроля за расходами бюджета может в большей степени способствовать возобновлению сотрудничества Украины с МВФ, чем даже принятие мер по поиску дополнительных источников наполнения госказны, которые анонсировались в правительстве.
По мнению руководителя аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александра Паращия, фиксированные тарифы на газ для населения — ключевое слабое место бюджета на нынешний год.
«Основная проблема госбюджета-2013 — это фиксированные тарифы на газ для населения. Об этом открыто говорится в сопроводительной документации к бюджету и это, очевидно, будет негативно воспринято МВФ. Мы имеем достаточно амбициозный дефицит бюджета в 3,6% от ВВП (включая Нефтегаз), который, очевидно, будет рекомендовано сократить», — сказал Паращий.
В свою очередь главный экономист Dragon Capital Елена Белан высказала мнение, что правительство таки предприняло «видимые усилия» по сдерживанию роста расходов, сократив капитальные затраты, предусмотрев снижение затрат на продовольственные товары и коммунальные услуги.
В свою очередь управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КИНТО Николай Мягкий указал на то, что в МВФ «уже научились различать обещания, планы и законы от их выполнения». «В первой программе stand-by Украина смогла успешно завершить два просмотра из восьми. Во второй программе — один из девяти», — резюмировал финансист.
Напомним, миссия Международного валютного фонда, которая приступит к работе в Украине 29 января, будет обсуждать возможность подготовки новой программы stand by. По словам первого вице-премьера Сергея Арбузова, Украина рассчитывает подписать новое соглашение stand-by с МВФ на сумму 10 млрд SDR (около $15 млрд).