Чем это обернется для украинского бизнеса?

Причина для злости

В Швейцарии зарегистрированы десятки «родственников» украинских компаний — в первую очередь металлургических и сельскохозяйственных холдингов. Metinvest International SA и МАКО Trading SA  — в Женеве, Nibulon SA в кантоне Невшатель, Ferrexpo plc и «Росукрэнерго» — в кантоне Цуг и т.д. Чаще всего украинский бизнес открывает штаб-квартиры или трейдинговые структуры.

Работа через Швейцарию для многих компаний — деловая необходимость, говорит Владимир Котенко, руководитель налогово-юридического отдела Ernst & Young. Местной трейдинговой структуре удобнее занимать, ее удобнее представлять зарубежным партнерам и т.д. «Но ничего не мешает бизнесу, который выполняет вполне понятные хозяйственные функции в Швейцарии, пользоваться при этом такими выгодами от работы в этой стране, как низкие налоги», — отмечает Котенко.

Номинальная ставка федерального налога на прибыль в Швейцарии — всего 8,5%. Но каждый кантон имеет собственное налоговое законодательство и местные налоги и если, к примеру, компания является холдинговой, то реальная налоговая ставка в кантоне для нее может быть снижена до 5%. Самые низкие налоги — в кантоне Цуг.

Повлиять на Берн пытаются через договор о свободной торговле, действующий с 1972 года, а также угрозами внести Швейцарию в черный список.К тому же в ряде кантонов иностранный бизнес может рассчитывать на щедрые налоговые льготы. Какие — в каждом конкретном случае решает местная налоговая служба. Максимальный срок действия льготы — 10 лет. Столь мягкие условия для работы и привлекают сюда иностранный бизнес. «В кантоне Цуг, к примеру, украинские компании регистрируются, поскольку это модно и удобно», — поясняет один из менеджеров Group DF. 

Против таких «нечестных» льгот и взбунтовалось правительство Евросоюза. Сама Швейцария не входит в ЕС. Но руководство Евросоюза считает, что швейцарские льготы для иностранных компаний ущемляют конкуренцию — ставки налогов для иностранных и швейцарских компаний должны быть одинаковыми.

Повлиять на Берн пытаются через договор о свободной торговле, действующий с 1972 г., а также угрозами внести Швейцарию в черный список, с фигурантами которого ЕС грозит аннулировать соглашения об избежании двойного налогообложения. Чтобы привести свои налоговые режимы к нормам ЕС, у Берна осталось всего четыре месяца, напомнил Альгидрас Шемета.

Рассудительный бизнес

Российский бизнес воспринял новость с тревогой. Украинский реагирует спокойнее. «Не думаю, что Евросоюз действительно будет готов в реальности ввести столь кардинальные меры относительно Швейцарии. Позиция Евросоюза — это некий шаг, направленный на обоснование собственных непопулярных мер», — объясняет это спокойствие Наталия Максименкова, заместитель финансового директора по налогообложению группы «Метинвест». Котенко также не исключает идеи, что заявки еврокомиссара — попытка «запугать» Швейцарию.

Если это не так, и намерения Евросоюза — серьезные, то Швейцарии придется идти на компромисс. Все зависит от того, каким он будет.

Если повышение ставок будет «психологически приемлемым», ничего не произойдет, считает Котенко. Трейдинговые компании, по крайней мере те, что ведут активную хозяйственную деятельность, просто согласятся платить чуть больше налогов в Швейцарии. «Вероятность кардинального пересмотра налоговых льгот невелика, поэтому вопрос о закрытии нашего представительства в Швейцарии мы не рассматриваем. Наш офис выполняет полноценные функции торгового представительства в Западной Европе, и наличие налоговых льгот — это далеко не единственная причина его существования», — уверен Андрей Сербин, финансовый директор Centravis Sales (Switzerland) S.A. (кантон Тичино). 

На практике уже сегодня в некоторых странах ЕС, к примеру, в Италии, Швейцария включена в черный список. Но на ведение бизнеса между этими странами это существенно не повлияло, подчеркивает Максименкова из «Метинвеста».

Если Евросоюз внесет Швейцарию в черный список офшорных зон, многие украинские холдинги будут рассматривать в качестве альтернативы Ирландию.Правда, если Швейцария пойдет на значительные уступки, украинский бизнес начнет сворачивать свою работу.

«Пока закрывать офис в Швейцарии из-за пересмотра налоговых льгот мы не планируем. Две наши трейдинговые компании — KLW и Interpipe Europe SA. — были зарегистрированы в Швейцарии еще 15 лет назад и сегодня насчитывают до 60 человек персонала. Поверьте, если бы мы хотели оптимизировать налоги, мы бы выбрали менее дорогой вариант», — уверяет один из топ-менеджеров компании «Интерпайп». Но признает: все будет зависеть от того, какими будут эти новые налоговые условия в стране.

Собеседник Forbes в руководстве «АрселорМиттал Кривой Рог», чья трейдинговая компания зарегистрирована в Германии, предполагает, что украинский бизнес «перевезет» своих трейдеров из Швейцарии в Ирландию: «Если Евросоюз внесет Швейцарию в черный список офшорных зон, многие украинские холдинги будут рассматривать в качестве альтернативы Ирландию — сегодня из престижных и открытых европейских юрисдикций удобны лишь две эти страны». Налог на прибыль в Ирландии составляет 12,5% (например, на Кипре — 10%). Котенко считает, что место удобной налоговой гавани с хорошей репутацией быстро смогут занять и другие страны.