Мораторий на продажу земли, который депутаты продлили до 2016 года, может быть отменен так же быстро, как было принято решение о его продлении — считают эксперты. Однако это не гарантирует, что к тому времени в Украине будет создан прозрачный и эффективный рынок земли, что является условием привлечения инвестиций в одну из самых перспективных отраслей украинской экономики.

Пока же бизнес, связанный с сельским хозяйством, должен или принять относительную временность своей деятельности и инвестиций, связанную с тем, что главное средство производства — земля — так и не стала частной собственностью, или работать по «серым» схемам .

Эксперты не очень охотно говорят о том, кому выгодно сохранять неопределенность на земельном рынке.

«Это выгоднее всего тем группам, которые непосредственно могут использовать властные рычаги для решения своих экономических интересов», — говорит, не уточняя деталей, директор Всеукраинской лиги содействия развитию рынка земли Виктор Заяц.

Владимир Лапа, руководитель Клуба аграрного бизнеса, оценивает потенциал скрытой продажи земли во время хаоса с имущественными отношениями в сельской местности примерно в 10%. Он утверждает, что такая скрытая продажа становится все более рискованной, и серьезные инвесторы понимают, что впоследствии могут и не защитить свои права собственности, если будут соглашаться на схемы скрытой приватизации земли.

В то же время Андрей Кошиль из Ресурсного центра прав на землю считает, что «на сегодня уже более половины украинских земель стали частными».

Проигрывают, по мнению экспертов, больше всего страдают одинокие крестьяне, у которых нет наследников, которым можно передать им землю, и которые при этом не могут ее продать, чтобы обеспечить свою старость. Как говорит Андрей Кошиль, с омента распаевания земли около 430 тысяч крестьян ушли из жизни, так и не реализовав право на продажу своей собственности.

Таким людям принадлежит до 10% сельхозземли — говорит Владимир Лапа. Остальные 90% получают арендную плату, которую также можно расценивать как постоянный дополнительный доход, от которого не все отказались бы, даже если бы могли эту землю продать.

Однако все может измениться, и даже еще до 2016 года, когда в очередной раз истекает срок моратория на продажу земли.

Законодательной необходимости в продлении моратория не было, при желании запустить продажу земли этот мораторий может быть очень легко отменен — объясняет Андрей Кошиль. И уже вскоре депутаты вновь могут вернуться к рассмотрению законопроекта «О рынке земель».

«На самом деле в Земельном кодексе записано, что мораторий у нас бессрочный, то есть действует до принятия закона о рынке земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому завершение моратория 1 января 2013, как это ранее предполагалось, могло произойти лишь при условии принятия такого законодательного акта», — говорит Андрей Кошиль, и добавляет, что «срок (моратория — ред.) не имеет никакого значения. Потому что новый парламент может так же легко отменить мораторий и поддержать введение рынка земель».

С этим соглашается и Владимир Лапа. Он предлагает вспомнить, как проходило голосование за продление земельного моратория в конце ноября:

«Напомню: в один и тот же день Верховная Рада не смогла продлить мораторий, потому что не было большинства голосов для этого. А потом вдруг к концу дня это большинство появилось. Что изменилось за полдня в отношении депутатов к такому серьезному вопросу — не совсем понятно. Как по мне, это красноречиво характеризует и перспективы моратория. Если будут определенные предпосылки для его отмены, я не исключаю, что он может быть отменен до 2016 года», — говорит эксперт.

На сегодня же, при условии продления моратория на продажу земли, юридические лица как работали на правах аренды, так и будут работать — говорит Владимир Лапа. Более того, если бы закон о рынке земель был принят в том варианте, в каком он был подготовлен ко второму чтению, в котором запрет на куплю-продажу земли распространялся не только на юридические лица, но и на фермерские хозяйства, то и тогда те, кто занимаются сельским хозяйством в промышленных масштабах, все равно могли бы оставаться лишь арендаторами земли.

Следовательно, говорит эксперт, сейчас стоит сконцентрироваться на формировании условий работы нормального земельного рынка, ведь даже самые отъявленные сторонники свободного рынка земли признают, что в нынешних условиях разрешение на покупку-продажу привело бы к полному хаосу:

«Сейчас даже заключение договоров аренды фактически заблокировано из-за того, что продолжается процедура передачи прав на эту регистрацию от Министерства земельных ресурсов в регистрационную службу Минюста. Мы уже собрали более десяти серьезных недостатков этой процедуры, которые делают практически невозможной регистрацию договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения. Если бы на этом фоне был введен еще и рынок земли, то это был бы полный хаос и в сельском хозяйстве, и в сельской местности», — говорит Владимир Лапа.

Вместе с тем эксперты соглашаются, что без нормального рынка земли не стоит ожидать поступления больших инвестиций в сельское хозяйство, а значит отрасль, которая могла бы стать одной из ведущих в украинской экономике, лишена четких перспектив развития.

«Рынок земли является недостаточным, но необходимым условием эффективного сельского хозяйства», — говорит директор Всеукраинской лиги содействия развитию рынка земли Виктор Заяц. Пока же, по словам эксперта, в Украине также существует рынок земли, — «это рынок прав аренды», который не может обеспечить стратегического развития отрасли, а крестьян — какой-то перспективой.

«Если бы права собственности были защищены, то земля могла бы стать базой для огромного рынка капитала, связанного с землей, и с аграрным сектором. Конечно, в условиях, когда землю или выращенный на ней урожай могут отобрать рейдеры, или правительство просто запретит экспортировать этот урожай, или заставит сдавать его в госрезерв по смешным ценам, земля ничего не стоит», — говорит старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский.

Между тем в условиях сокращения промышленного производства (только за декабрь 2012 сокращение составило 7,6%), сельское хозяйство дает все большую долю ВВП, доходов бюджета и экспортных поступлений. Несмотря на то, что урожай 2012 года был существенно меньше урожая 2011 года, сельскохозяйственный экспорт из Украины, не сдерживаемый квотами и ограничениями, вырос на 35%.

За шесть месяцев с июля до декабря 2012 года поступления от экспорта сельскохозяйственной продукции составили $9 млрд. Для сравнения, за 10 месяцев — с января по октябрь, поступления от экспорта металла, традиционно главной статьи украинского экспорта, составили $13 млрд.