Тройка лидеров рынка осталась неизменной. На первом месте Hyundai, продавшая более 20,6 тыс. автомобилей, на втором — ЗАЗ (17,4 тыс.), на третьем — ВАЗ (17,3 тыс.).

Падение рынка обусловлено прежде всего сокращением продаж бюджетных моделей. В прошлом году упали продажи таких популярных моделей, как ЗАЗ Lanos (на 50,5%), Daewoo Matiz (на 39,8%), Nexia (на 34%). Исключением стали Geely CK, увеличившая продажи более чем на 71%, и ЗАЗ Sens — они остаются в числе самых дешевых моделей на рынке. Гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий говорит, что основное снижение произошло по устаревшим моделям, а те, которые были запущены в продажу в течение года, напротив, показывают хороший рост.

«Например, рестайлинг модели ЗАЗ Lanos не проводился с 1998 года, и ей достаточно сложно конкурировать с той же Geelу CK»,- говорит эксперт.

Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля считает, что падение рынка произошло из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране: «У людей просто не было денег на покупку автомобиля». Согласно данным Госстата, по итогам 11 месяцев 2012 г. в промышленности произошел спад на 1,5%, причем падение наблюдалось в последние несколько месяцев. Кроме того, если в начале 2012 г. прогнозировался рост ВВП на 2,4% по итогам года, то в ноябре международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило прогноз до 0,5%.

По мнению Омельницкого, не способствовало восстановлению рынка и банковское кредитование. «Если в середине 2012 г. доля кредитования в покупке автомобилей составляла 25%, то к III кварталу она снизилась до 17%»,- говорит Красуля. Как показывает практика, именно бюджетные автомобили больше всего берут в кредит, поэтому повышение банковских ставок существенно повлияло на этот сегмент, говорит директор департамента маркетинга и рекламы концерна «Нико» Ярослав Вовк. Экономист ИК Dragon Capital Елена Белан отмечает, что банковские ставки для населения были самыми высокими с 2009 г.

«Это вызвано низкой ликвидностью гривны, которая испытывала девальвационное давление из-за активного приобретения валюты населением»,- говорит эксперт.

Предпосылок к росту рынка в нынешнем году нет, а его падение продолжится как минимум до начала II квартала, говорит Омельницкий. Красуля ожидает, что рынок может вырасти по итогам года максимум на 1%. «Возможно, мы пересмотрим этот прогноз, но многое будет зависеть от экономической ситуации в стране и доступности банковских кредитов», — говорит он. Впрочем, по прогнозам Вовка, рынок может вырасти по итогам года на 5-7%, до 230 тыс. автомобилей. «Парк автомобилей обычно проходит массовое обновление каждые 5-6 лет»,- говорит он.