«В числе последствий обращения наличности — поддержка коррупции, расцвет уклонения от уплаты налогов, низкий уровень пенсионного и медицинского обеспечения, а также привычка граждан принимать этот факт как должное. Прежде всего, теневая экономика стимулируется высоким уровнем наличных расчетов (75—80%). Когда вносятся предложения по введению каких-либо ограничений на наличные платежи, в основном обсуждение направляется в сторону оценки, насколько это поддержит банковский и финансовый секторы. И это действительно произойдет при грамотном внедрении таких ограничений», — отмечает заместитель директора Института инновационного предпринимательства, доцент Киевского Национального экономического университета Валентина Лаврененко.

По ее словам, основным способом борьбы с коррупцией благодаря нововведению может стать контроль за движением денег в государстве.

«Это один из вариантов борьбы с коррупцией за счет большего контроля движения денег. Как вариант: через пять лет расчеты на сумму более одной тысячи долларов в эквиваленте — только безналичные. В таком случае на государственном уровне возникнет возможность создания контроля за реальными доходами и затратами, их сопоставление и создание мощного механизма анализа происхождения доходов. Очевидно, что коснется это в первую очередь тех, кто имеет достаточно высокие доходы и, соответственно, высокие затраты, а также не совсем прозрачные источники их поступлений», — считает финансист.

Мнение о том, что введение предельной суммы наличных расчетов будет способствовать эффективному контролю за оборотом средств в государстве, разделяет и доцент Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, кандидат экономических наук Надежда Цыганова.

«Это даст возможность государству контролировать доходы прежде всего государственных служащих и оптимизировать налоговую систему. Они должны декларировать не только свои доходы, но и расходы», — убеждена специалист.

По ее утверждению, введение предельной суммы наличных расчетов будет способствовать борьбе с «грязными деньгами» и уклонением от налогов.

«В развитых странах доля наличных в денежной массе не превышает 5—6% и имеет тенденцию к сокращению. Органы монетарного регулирования поддерживают развитие безналичных расчетов, в частности ограничивая суммы наличных платежей. Эти меры также применяются в системе финансового мониторинга отмывания „грязных денег“ и уклонения от уплаты налогов», — резюмирует Цыганова.