Ярослав Абрамов
«Закон о продлении моратория (№ 5494-VI от 20.11.2012) вступил в силу с 20 декабря 2012 года и предусматривает три основных изменения:
- 1) продление до 2016 года запрета на внесение земель сельскохозяйственного назначения в уставный капитал хозяйственных обществ;
- 2) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд, теперь также запрещена до 1 января 2016 года;
3) аналогичное ограничение установлено для подпункта «б» п.14 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса («покупка-продажа или отчуждение иным способом земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного сельского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд. А также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким соглашениям»).
Изменения можно было бы считать достаточно формальными, если бы не несколько моментов:
- внесение сельхозземель в уставный капитал и дальше может использоваться для обхода моратория в случае работы с юридическими лицами, не попадающими под определение хозяйственных обществ — эта возможность была и сохраняется;
- с появлением Закона становится несколько нелогичной указанная в п.13 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса дата, до которой действует ограничение на приобретение сельхозземли одним субъектом (1января 2015 года). Почему эта дата оставлена без изменений — понять сложно;
- подпункт «б» п.14 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса по-прежнему предусматривает интересное исключение из запрета: распоряжение сельхозземлями допускается путем обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону. Сразу возникает вопрос: относится ли эта формулировка только к случаям, описанным в абзацах 17, 20 п.2 ст.134 Земельного кодекса и Рекомендации Госкомзема от 17 ноября 2003 года №288 или же такой «обмен» может быть проведен как угодно — в последнем случае он может стать способом обхода моратория. Также сложно сказать, как при этом будет работать абз.5 п.15 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса (ничтожность сделок по передаче сельхозземли — в том числе, в будущем);
- измененные формулировки Земельного кодекса указывают на то, что закон об обороте сельхозземель (а не закон о рынке земли, который вообще пропал из плана в подпункте «в» п.4 раздела IХ «Заключительные положения» Земельного кодекса) может с равными шансами быть принят в 2013 году, как заявлялось ранее, или же зависнуть до 2016-го;
- наконец, не стоит забывать, что недавно парламент добрался до многострадальных норм об «иностранных юридических лицах» в контексте владения сельскохозяйственными землями (ст.82, 129 Земельного кодекса) и даже принял соответствующий закон 2 октября 2012 года, однако в конце ноября закон был ветирован, и с тех пор вопрос не сдвинулся с места. Очевидно, что указанные изменения также должны быть доведены до ума прежде, чем оборот сельхозземель будет разрешен».
Рубрику ведет Елена Куцая