Будут приватизированы и как минимум четыре ТЭЦ — Днепродзержинская, Херсонская, Одесская и Харьковская. Кроме того, Фонд госимущества начал подготовку к продаже более десяти угольных шахт и нескольких горно-обогатительных фабрик.
Будут приватизированы и как минимум четыре ТЭЦ — Днепродзержинская, Херсонская, Одесская и Харьковская.
Бывший премьер-министр Украины Юрий Ехануров считает приватизационные планы властей на 2013 год вполне реалистичными. Но, по его мнению, желание правительства передать энергетические активы в частные руки может нанести ущерб энергетической и экономической безопасности страны.
В свою очередь наблюдатели сомневаются в том, что приватизация энергогенерирующих и энергораспределительных компаний приведет к значительному пополнению доходной части бюджета.
«Деньги от их продажи могут закрыть некоторые бюджетные дыры, но это — капля в море. Их все равно не хватит, и придется брать кредиты либо у России, либо у Китая», — прогнозирует президент Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов.
Примечательно, что в перечень объектов, рекомендуемых к продаже, Фонд госимущества Украины включил и двух гигантов — Одесский припортовый завод и ОАО «Турбоатом», выпускающее турбины для ТЭС и АЭС. Впрочем, позже глава Фонда Александр Рябченко поспешил заверить, что правительство не собирается расставаться с этими активами. По его словам, эти предприятия были включены в список в соответствии с процедурой, потому что ранее уже предлагались к продаже.
С 2009 года Украина уже несколько раз выставляла Одесский припортовый завод на приватизационный конкурс, но так и не продала. Исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрий Боярчук уверен, что в приобретении обоих предприятий заинтересованы российские компании.
Опыт приватизации в 2012 году показал, что самые прибыльные предприятия достаются украинским финансово-промышленным группам, приближенным к власти, отмечают аналитики.
Однако украинские власти затягивают решение вопроса из-за отсутствия конкретных политических договоренностей с Москвой, считает эксперт. «Если предприятия включили (в список объектов, рекомендуемых к приватизации. — Ред.), то попробуют продать. Может быть, во второй половине года. Вероятно, Россию пока не устраивает такой обмен за скидку на их газ для Украины», — отметил Боярчук.
Опыт приватизации в 2012 году показал, что самые прибыльные предприятия достаются украинским финансово-промышленным группам, приближенным к власти, отмечают аналитики. В частности, речь идет о компаниях, принадлежащих украинскому олигарху Ринату Ахметову. Подконтрольный ему холдинг ДТЭК стал собственником пяти из восьми государственных энергокомпаний, выставленных на продажу.
Активно скупали украинские госактивы и российские бизнесмены. Так, россияне Александр Бабаков и Констатин Григоришин теперь контролируют черновицкую, закарпатскую и винницкую областные энергокомпании.
Тенденция продажи стратегических объектов «своим» сохранится, уверены аналитики. «Будут и впредь удовлетворять интересы групп влияния, которые видят собственный интерес в приватизации. Они исходят из того, что, пока есть возможность контролировать процесс приватизации, почему бы этим не воспользоваться», — объясняет Александр Кендюхов.
Глава Центра социально-экономических исследований CASE Украина уверен, что распродажа украинских предприятий не привлечет внимание западных инвесторов. «Они скептично настроены, потому что на Украине есть опыт продажи целых групп таких объектов в одни руки без честных конкурсов», — полагает Дмитрий Боярчук.
Он считает, что желание сделать приватизационные конкурсы в 2013 году прозрачными и открытыми не входит в число приоритетов правительства в Киеве. Однако первый замдиректора Национального института стратегических исследований при президенте Украины Ярослав Жалило уверен, что иностранные инвесторы не будут заинтересованы в покупке украинских госпредприятий из-за глобального экономического кризиса.
«Своим» или «чужим», но продавать некоторые госактивы, судя по всему, Киеву придется. Ведь, по прогнозам экспертов, на Украине продолжится стагнация экономики, поэтому значительных поступлений в бюджет ожидать не приходится. В то же время бюджетом предусмотрены значительные расходы на социальную сферу, и деньги на это придется искать.