«Государство должно избавиться от своего долевого участия в коммерческих предприятиях и финансовых институтах», — такое мнение в конце минувшего года высказал федеральный министр экономики Филипп Реслер (Philipp Rösler).
По мнению либерального политика, распродажа государственных пакетов поможет Германии уже к 2016 году выйти на бездефицитный бюджет.
По сути, речь идет о серьезной превентивной мере на случай разрастания долгового кризиса в еврозоне. Получается, что правительство Германии сейчас рассматривает в том числе и пессимистические сценарии развития, в которых рецессия в еврозоне будет усугубляться. Соответственно, бюджетные показатели будут ухудшаться и в ведущей экономике континента — в Германии. Реслер считает, что в такой ситуации Берлин должен будет делать упор на внешние заимствования, а возможный дефицит бюджета финансировать за счет выпуска государственных ценных бумаг.
Вообще-то, процесс приватизации госсобственности, несмотря на сопротивление ведущих немецких профсоюзов, проводился еще при социал-демократическом канцлере Герхарде Шредере (Gerhard Schröder). Причем достаточно успешно. На сегодняшний день в закромах немецкого государства осталось не так уж и много авуаров. Полный пакет акций принадлежит Берлину лишь в одном немецком предприятии — железнодорожном концерне Deutsche Bahn (DB), который уже давно, но пока безуспешно пытается выйти на биржу. Федеральные власти распоряжаются уставным капиталом DB размером в 2,1 миллиарда евро. Кроме того, у немецкого государства есть доли в телекоммуникационной компании Deutsche Telekom (14,8%), что составляет 1,67 млрд., и банковском институте KfW (16,9%) — 1,8 млрд. У Федерации есть собственные доли в почтовой службе Deutsche Post, в аэропортах Мюнхена, Кельна-Бонна и в многострадальном берлинском аэропорте имени Вилли Брандта в Шенефельде. На 100% государству принадлежат также служба обеспечения безопасности полетов и жилищный концерн TLG Immobilien.
По мнению экспертов, общая сумма от выручки всех этих активов вряд ли превысит 5-7 миллиардов евро. При этом аналитики указывают и на существующие риски в процессе приватизации, ссылаясь на пример немецкой столицы. В Берлине сейчас активно идет обратный процесс — возвращения в земельную собственность предприятий водоснабжения и электрификации. Причина проста: столичные власти сами хотят контролировать политику ценообразования важнейших коммунальных служб города.