Проблема неуправляемости

Одной из главных политических тенденций 2013 года станет продолжение процесса консервации всего и вся, с чем Украина особенно столкнулась в конце уходящего года, когда власть сделала ставку на геронтократов. Никто не спешит отказаться от принципа трайбализма (клановости) и наладить продуктивный диалог со всеми украинскими элитами. При этом декабрьская заминка с назначением нового правительства показала, что и с коммуникацией между провластными группами влияния не все в порядке. Причина происходящего проста — у Виктора Януковича очень мало людей, которым он способен верить. В результате навязываемый обществу миф о крепкой вертикали власти валится, как карточный домик: правая рука не ведает, что делает левая, а голова отказывается от ответственности за ноги. И такой паралич власти приводит к невозможности адекватного принятия решений, начиная от проблем национальной безопасности, заканчивая вопросами в рядовом ЖЭКе.

Проблема Тимошенко

Выборочное правосудие по отношению к представителям бывшей власти в целом и к Юлии Тимошенко в частности уже привело ко множеству сложностей, главных из которых две: замораживание отношений Украины с Западом и патовая ситуация во взаимоотношениях по линии власть — оппозиция. Последствия дела Тимошенко в виде перманентного политического кризиса и возможного витка новых политрепрессий могут ощутить на себе как сторонники, так и противники Юлии Владимировны. Причем с каждым днем положение все больше усложняется, но должный для власти эффект — выведение Тимошенко за скобки актуального политического процесса — так до сих пор и не достигнут. В представлении общественного мнения глава «Батькивщины» остается на неоспоримых никем лидирующих позициях в оппозиционном лагере и главным кандидатом в президенты от оппозиции.

Проблема народного недоверия

Всеобъемлющая коррупция на всех уровнях госуправления, отсутствие внятной и объединяющей всех идеологии у правящей партии плюс нежелание власти вести какой-либо диалог с обществом — вот три кита, на которых зиждется кризис доверия украинцев ко всем без исключения государственным институтам в стране. Осознавая к себе тотальную народную нелюбовь, чиновники от млада до велика отвечают гражданам взаимностью: в лучшем случае попросту игнорируют их интересы, а в худшем — контратакуют особо принципиальных. В каждом конкретном случае впечатление от работы государственной машины могут скрасить некоторые ее представители, которые не расстались окончательно с моральными принципами, но негативную картину в целом эти исключения из правил не меняют.

Давление со стороны Таможенного союза

Перенесение визита Виктора Януковича в Москву по предложению российской стороны означает, что в Кремле ожидали от Банковой конкретных движений относительно сближения с Таможенным союзом. Новая дата визита и его повестка наверняка будут поставлены в прямую зависимость от намеченного на 25 февраля саммита Украина — ЕС. В случае неблагоприятных прогнозов относительно договора об ассоциации или неудовлетворительного для Киева итога этого мероприятия украинское руководство может предпринять «не обязывающие шаги» навстречу ТС — например, сменить статус наблюдателя на членство в ЕврАзЭС. Следующий шаг ввиду ухудшающегося состояния экономики будет сделать проще — особенно если Кремль гарантирует компенсацию потерь от сокращения торговли с членами ВТО и санкций, вызванных гармонизацией украинских пошлин с нормами ТС. Впрочем, возможен и силовой вариант: если Москва добьется создания двустороннего консорциума или СП для управления украинской ГТС, фактическая интеграция в ТС может случиться даже ранее озвученного Кремлем 2015 года.

Отдаление от ЕС

То, что саммит Украина — ЕС не состоялся в течение 2012 года, свидетельствует о замедлении диалога между Киевом и Брюсселем. Европа ставит неудобные для украинского руководства вопросы, но возможностей уклоняться от ответа и отмалчиваться у него остается все меньше. И потому оно предпочитает сосредоточиваться на технических моментах сближения вроде введения биометрических паспортов и подобных конкретных действиях, которые можно отметить галочками.

Между тем конкретизация требований установить прозрачные правила избирательного процесса и покончить с выборочным правосудием лишает их смысла, поскольку речь идет не только о перенимании норм законодательства, но и об имплементации системы ценностей, противоречащей ныне действующей в Украине. Поэтому велика вероятность, что саммит 25 февраля Киев не порадует и станет началом официального «развода» между Украиной и ЕС.

На долги придется занимать

В 2013 году Украине предстоит погашение рекордного объема суверенного внешнего долга — $9 млрд., или 5% от ВВП. И без привлечения финансирования из-за рубежа правительство не сможет ни оплатить счета, ни справиться с накопившимися макроэкономическими проблемами. Проблема острой валютной недостаточности в конце 2012 года была временно решена с помощью введения обязательной продажи валюты экспортерами и размещения еврооблигаций. Но одалживать на международных рынках Минфину больше не удастся: неопределенность экономической политики и отсутствие в стране реформ отпугнет инвесторов и сделает еврозаймы непомерно дорогими. Правительству почти наверняка придется обратиться за помощью к МВФ и согласиться на повышение тарифов на газ. В противном случае стране будет грозить обвал гривни и масштабный финансовый кризис. Альтернативный вариант — уступить требованиям России, вступить в Таможенный союз, а заодно добиться снижения цены на газ и новых кредитов на оплату старых долгов.

Экономика сползает рецессию

2013 год чреват для отечественной экономики новыми неприятностями. ВВП страны в лучшем случае может вырасти на 3%, в худшем — рост будет близким к нулю. Неопределенность в мировой экономике продолжит подтачивать позиции украинских экспортеров, прежде всего металлургов (на отрасль приходится около 40% валютных поступлений и 22% ВВП страны). Это не может не отразиться на государственных финансах. Уже в этом году ситуация с наполнением госказны близка к критической. План по доходам госбюджета предполагает увеличение поступлений в 2012 году на 23% (год к году), но реальные темпы роста почти втрое меньше. Дефицит бюджета в 2012 году, скорее всего, превысит 5% ВВП. Проблема с наполнением бюджета останется острой и в будущем году. Согласно госбюджету-2013 плановые доходы казны по сравнению с этим годом снизятся на 12 млрд грн, рост ВВП замедлится на 0,5%, а дефицит главного финансового документа страны составит 50,43 млрд грн (3,2% ВВП), хотя еще в сентябре в правительстве говорили о 1,65% ВВП.

Безработных станет больше

Обвал в отечественной промышленности приведет к тотальному росту безработицы в стране и дальнейшему обнищанию населения. По данным Госстата, по итогам первого полугодия 2012 года уровень безработицы по методологии Международной организации труда (в процентах к экономически активному населению трудоспособного возраста) составил 8,4%. Аналитики считают, что уже в первом квартале 2013 года этот показатель вырастет до 10-10,5%. Ситуация ухудшается практически во всех ключевых отраслях, включая машиностроение, металлургию, обрабатывающую и легкую промышленность. Так что массовые увольнения уже не за горами. По оценкам экспертов, продолжение падения производства только в металлургии может спровоцировать сокращение штатов до 20% (согласно данным Госстата, по состоянию на октябрь 2012 года в сфере металлургии работало 316,8 тыс. чел.). В результате армия безработных увеличится сразу на 15%.

Значительная часть украинцев может оказаться в статусе безработных неофициально. Как и во время прошлого кризиса, работодатели будут отправлять сотрудников в отпуск за свой счет и переводить на частичную занятость.

Тарифы толкают вверх

Эксперты говорят, что 2013 год, вероятнее всего, станет годом повышения коммунальных тарифов. Конечно, выборы прошли и в пряниках для народа особой нужды нет. Тогда как тарифы коммунальной сферы (особенно на тепло- и водоснабжение) меньше себестоимости производимых услуг на 10-50%. Эта разница должна покрываться из госказны, но делается это не всегда и не в полном объеме. Бюджет-2013 в этом плане стал еще более показательным, чем все предыдущие. Так, компенсация водоканалам на следующий год вообще не предусмотрена (в 2012 году было 100 млн грн). А производство и поставка тепла населению и бюджетным организациям уменьшились на 3 млрд грн (с 8 до 5 млрд). Этих денег как раз хватит на покрытие долгов прошлых лет (около 4,5 млрд). Иными словами, власть явно рассчитывала бюджет-2013 исходя из роста коммунальных тарифов до рыночного уровня.

Тем более, что принятый летом этого года закон, предусматривает расчет тарифов по принципу Regulatory Asset Base. С 2013 года тарифы на коммунальные услуги можно рассчитывать исходя не только из себестоимости, но включать туда амортизацию и доход на вложенный капитал (средства собственников, заемный капитал). Это может резко повысить инвестиционную привлекательность коммунальной сферы, а заодно и существенно увеличить размер тарифов. Собственникам компаний это, конечно, выгодно, другое дело, как на это отреагирует обнищавший народ.

Цена газа

Цена импортируемого «Нафтогазом Украины» в страну российского газа в первом квартале 2012 года составила около $416 за 1 тыс. куб. м, во втором — около $425, в третьем — $426. В четвертом квартале цена прогнозируется на уровне $417 за тысячу кубов, а в бюджете-2013 заложена цифра в $421. Однако эксперты все реже говорят о том, насколько это неподъемно для экономики. Те химики, которые находятся под чутким руководством Дмитрия Фирташа, эту проблему для себя уже решили прямыми поставками Ostchem, те, кто под руководством Игоря Коломойского, — использованием газа внутренней добычи. Металлурги пытаются решить вопрос собственной добычей. А в зоне риска оказались самые незащищенные потребители — население и коммунальная сфера. Учитывая, что субсидировать подорожавший газ никто в 2013 году не планирует, то в следующем году вопрос цены на газ обязательно переместится из экономически важных в социально значимые проблемы. Конечно, в «Газпроме» допускают, что в 2013 году стоимость газа для нас уменьшится до $352. Другое дело, какой ценой и на какой период. Если Украине будет предоставлена очередная временная скидка, то уже к следующей зиме мы имеем все шансы вернуться к $450 со всеми вытекающими проблемами. Только уже без рычагов влияния на российскую монополию.

Экспорт-наше все

Как ни старались чиновники в первой половине 2012 года убедить нас, что с экспортом в Украине все хорошо, в октябре дефицит сведенного платежного баланса Украины составил $1,999 млрд. Всего же и МВФ, и украинские эксперты прогнозируют дефицит по итогам года на уровне 6,2-6,5% ВВП, или примерно $11-12 млрд. На следующий год МВФ предполагает дефицит в размере 7,6% ВВП, или не менее $13 млрд. Конечно, в эти цифры серьезную лепту вносит отсутствие иностранных инвестиций и отток капитала, но все же основа нынешнего дисбаланса — снижение экспорта. И металлургия, и агрокомплекс, и машиностроение — все флагманы в целом по году показывали снижение темпов вывоза своей продукции за рубеж. И, по словам экспертов, предпосылок к улучшению ситуации в 2013 году не наблюдается. Более того, ухудшение экономической ситуации в мире приведет к росту торговых войн со странами-партнерами. Пока же украинские производители «воюют» в основном с российской стороной, но не так давно мы привлекли ненужное внимание других стран — участников ВТО своим желанием радикально пересмотреть условия участия. Кроме того, без привязки к Украине ряд стран, в том числе Китай, снова озаботились субсидированием своих приоритетных отраслей. А это тоже негативно отразится на украинском экспорте. В итоге мы можем получить дефицит платежного баланса даже больше прогнозируемого. Рядовым украинцам это грозит как нестабильностью валюты, так и очередными ограничениями для экспорта. Ведь последнее — излюбленный способ властей улучшить ситуации с торговым балансом.

Вузам придется переживать из-за госзаказа

В следующем году ожидается принятие законопроекта «О высшем образовании», предполагающего серьезные новации в вузовской жизни — в частности, системе распределения госзаказа на обучение в вузах и вступительной кампании. Как показывает практика, любые изменения в этой сфере становятся серьезным вызовом — возникают ажиотаж и спекуляции, которые приходится гасить в авральном режиме.

Итак, законопроект предполагает создание Национального агентства по качеству высшего образования — органа, который будет частично финансироваться самими вузами и заниматься, среди прочего, лицензионной экспертизой деятельности вузов, формированием базы специализаций, по которым осуществляется подготовка студентов, и т.д. Это уже само по себе является стрессом для ректоров. А тут еще и целых 20% госзаказа предлагается распределять через три дня после завершения вступительной кампании среди вузов, в которых будет самый высокий конкурсный балл абитуриентов. Это значит, что на не особо популярные нынче технические специальности будет еще больший недобор студентов — с последующими выводами для вуза со стороны Минобразования. Кроме того, остается не до конца понятным, означают ли все эти новации разрушение старых коррупционных схем или создание новых.