Максимальный выигрыш получат экспортеры-собственники энергоемких производств — металлургических и химических предприятий. Кроме того, правительство сможет еще какое-то время отложить повышение коммунальных тарифов для населения.
Минусы: консервация олигархической модели развития, отсутствие модернизации экономики, девальвация национальной валюты и, самое главное, — частичная потеря экономического суверенитета.
Плюсы
Снижение стоимости газа, по умолчанию — существенное (конкретных цифр никто не знает). «Ежегодный выигрыш Украины от вступления в ТС составит порядка $9 млрд. Только экономия на цене газа может дать около $8 млрд. в год», — подсчитывает экс-министр экономики Виктор Суслов.
В результате снизится давление на платежный баланс, уменьшатся расходы госбюджета на компенсацию дефицита Нафтогаза, замедлятся темпы роста госдолга. Возможно, наладятся некоторые кооперационные межстрановые связи в машиностроении, химической отрасли, металлургии, которые были потеряны после развала СССР. Особенно актуально это для машиностроительной отрасли Украины. После снятия таможенных барьеров может расшириться рынок сбыта украинской продукции в страны ТС.
Директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец полагает, что на данном историческом этапе вступление в ТС потенциально может оказаться для Украины более выгодным, чем экономическое объединение с Европой. Причин тому несколько. Во-первых, в случае отказа Украины интегрироваться с Таможенным союзом его участники в ближайшее время могут ввести ряд ограничений против украинской продукции с целью защиты собственных товаропроизводителей. В этом случае убыток украинских предприятий может превысить экономические выгоды от сближения с Европой. Кроме того, пока не ясно, как разрешатся финансвого-экономические проблемы в самой еврозоне.
«Торговые эффекты исчерпают себя за 2-3 года. В течение нескольких лет Россия намерена повысить цену газа до мирового уровня. Этот период нужно использовать для активизации секторального сотрудничества в промышленности. Вхождение Украины в ТС оправдает себя лишь в том случае, если лет за пять мы сумеем развить свои технологии, обеспечив тем самым конкурентоспособность отечественной экономики. Исследования нашего института показывают, что все это возможно, но будет ли сделано?» — задается вопросом Валерий Геец.
Минусы
Гривна девальвирует и сценарий этой девальвации заранее предугадать сложно. «В условиях экономического кризиса девальвация — один из способов стимулирования национального товаропроизводителя. Основные торговые партнеры Украины, в частности, Россия, девальвировали свои валюты, что невыгодно для Украины. В случае вступления в ТС Украине, возможно, также придется обесценивать свою валюту. А это чревато увеличением долговой нагрузки», — говорит Валерий Геец.
С академиком согласен и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «Процесс девальвации гривны может ускориться. Ведь в этом случае Украине придется тягаться с ближайшими соседями, — кто больше обесценит свою валюту. При таком сценарии курс гривны может вырасти до 8,8 грн и выше».
Генеральный директор исследовательского центра БЭСТ Валерий Гладкий полагает, что со вступлением в Таможенный союз Украина потеряет не только мировые рынки для своих товаров, но и перспективу вступления в ЕС.
Экс-замглавы НБУ Александр Савченко высказывается еще более категорично: «Озвучиваемые Россией потенциальные экономические выгоды для Украины — не более чем миф. Это, скорее, цивилизационный выбор Украины, чем экономический союз. Экономикой там и не пахнет».
Экономисты и политологи отмечают, что основные минусы от вступления в ТС не столько экономические, сколько геополитические. «В любом случае, — резюмирует бывший министр финансов Игорь Уманский, — сиюминутные трехкопеечные выгоды крупного бизнеса не стоят потери суверенитета и отказа от европейских перспектив развития».