«Как известно, нынешняя организационно-правовая структура УЗ не отвечает требованиям законодательства Европейского Союза, — говорят в ведомстве. — Речь идет о разграничении функции государственного и хозяйственного управления отраслью, а также использовании действенных механизмов для повышения конкурентоспособности отечественных железных дорог на рынке транспортных услуг. Это поспособствует росту доходности и увеличению обязательных платежей в бюджеты всех уровней».
По заключению экспертов консалтинговой компании AT Kearney, которая провела диагностику модели рынка и состояния УЗ, ключевое значение для реформирования отрасли будет иметь привлечение новых источников финансирования. Это позволит обновить основные фонды, степень износа которых сегодня пребывает на критической отметке.
Своевременная реализация всех запланированных этапов реформирования позволит уменьшить износ основных фондов с 85% до 60% и увеличить объемы перевозок на 20-25%. Также, согласно выводам консалтинговой компании, улучшится производительность подвижного состава — на 20-30%.
«Структурная перестройка железных дорог Германии позволила на треть увеличить рост прибыли, операционной рентабельности и грузооборота, пассажирооборота — на 20%, а также открыть доступ к инфраструктуре другим операторам подвижного состава. В России реформирование железнодорожной отрасли привело к обновлению транспортного фонда с помощью частного капитала, дало старт реализации масштабных проектов по развитию инфраструктуры скоростного пассажирского движения и других инвестиционных проектов», — отмечают в Укрзалізниці.
Среди ожидаемых результатов реформирования отрасли эксперты также называют повышение производительности труда и реальной заработной платы транспортников.
Напомним, законы «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» и «О внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте» Верховная рада приняла еще феврале 2012 года. Создание ПАО планировалось в трехмесячный срок после вступления в силу соответствующего правительственного постановления, однако его принятие откладывается уже более полугода