Давление на курс национальной валюты не ослабевает — в ноябре население скупило валюты на 2,6 миллиарда долларов что создало дефицит на рынке наличности в размере 1,5 миллиарда долларов. Нацбанк вновь был вынужден покрывать его своими интервенциями. Из-за этого его международные резервы сократились до 25,3 миллиарда долларов, что менее объема трехмесячного импорта. Этот критический показатель означает, что центробанку сложно поддерживать курс, пишет Коммерсант-Украина.
После завершения парламентских выборов ситуация на валютном рынке осталась напряженной, хотя по сравнению с октябрем ажиотаж в ноябре все же немного снизился. Население продолжило активно скупать иностранную валюту и приобрело ее у банков на 1,52 миллиарда долларов больше, чем продало, сообщили в пятницу в Нацбанке. И хотя чистый спрос упал на 647 миллионов долларов, регулятор все же был вынужден проводить интервенции для поддержки национальной валюты. Центробанк потратил на это 1,66 миллиарда долларов.
В результате приложенных усилий межбанковский курс гривны к доллару США хоть и пережил 1,5-процентные колебания в течение месяца, но даже укрепился на 1 копейку, до 8,17-8,18 гривен за доллар. На наличном рынке доллар продавался в последних числах ноября в среднем по 8,195 гривен.
Параллельно Украина вернула МВФ долг в ноябре на сумму 935 миллионов долларов. Компенсировать отток валюты позволило размещение еврооблигаций на 1,25 миллиарда долларов. В результате в ноябре резервы сократились на 1,5 миллиарда долларов, до 25,3 миллиарда долларов. Последний раз запасы НБУ были зафиксированы на таком низком уровне в марте 2010 года.
Сокращение резервов — длительный тренд. Из 11 месяцев этого года средства НБУ уменьшались восемь месяцев. Суммарно за это время запасы регулятора снизились на 6,4 миллиарда долларов. Однако сейчас их значение достигло критического уровня, поскольку резервы уже не покрывают объем трехмесячного импорта, как это принято в международных расчетах. Исходя из данных платежного баланса, ежемесячный объем импорта товаров и услуг Украины за последние 12 месяцев составлял 8,65 миллиарда долларов.
«Резервы находятся на уровне 2,9 месяцев импорта. Трехмесячный уровень считается безопасным для стран с развивающимися рынками. Если резервы опускаются ниже этого порога, это означает, что возможности центрального банка по поддержке курса национальной валюты находятся на невысоком уровне», — объясняет ведущий экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
«Это не означает, что уже завтра произойдет резкая девальвация, однако это свидетельствует о том, что нужно принимать срочные меры», — сообщает она.
Соответствие объемов резервов трехмесячному импорту является относительной величиной. Так, например, Белоруссия уже несколько лет живет с меньшими резервами.
До конца года НБУ скорее всего придется расходовать резервы, несмотря на то что выплат государства по внешним долгам не будет.
«Спрос населения в ближайшее время останется на текущем уровне, а учитывая страшные истории о налогах на валютообменные операции, которыми всех сейчас пугают, он может даже снизиться. Однако в декабре, как правило, активизируются расчеты мелких импортеров, что может повысить спрос на наличную валюту», — отмечает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын.
Кроме того, норма об обязательной продаже 50% валютной выручки экспортерам действует лишь с 20 ноября, а значит, в полной мере ее влияние на предложение валюты будет замечено лишь в декабре.
«Продажа валютной выручки в декабре позволит насытить рынок валютой», — считает Печерицын.
Сокращение резервов заложено в отрицательные оценки международных агентств, понижающих рейтинги страны.
«Пока Украине удается частично рефинансировать внешние долги, но рынки не всегда будут такими благоприятными. Если рейтинги Украины станут ухудшаться дальше, это может спровоцировать отрицательную реакцию внешних рынков, рост процентных ставок и сокращение количества инвесторов, готовых кредитовать украинское государство. Для Украины наиболее действенной мерой выхода из сегодняшней ситуации будет возобновление кредитования от МВФ», — говорит Елена Белан.