Состоятельные украинцы хранят деньги в Украине из-за доходности
Состоятельные украинцы в стремлении получить высокую доходность активнее размещают средства на депозитах в украинских банках — за последние полтора года учреждения уже начали обслуживать половину всех состоятельных людей страны. Банкиры сетуют на то, что законодательные ограничения мешают им предлагать клиентам новые услуги, и ожидают снижения темпов роста привлекаемых активов VIP-клиентов до 5-15% в год, пишет Коммерсант-Украина в статье «Состояния остаются дома».
Компания KPMG обнародовала результаты исследования рынка private banking в Украине с 2011-го по I полугодие 2012 года. Согласно отчету, доля средств VIP-клиентов в активах учреждений выросла на 1,5 процентных пункта — до 7%. Доля состоятельных людей, которые хранят деньги в украинских банках, увеличилась с 32% до 50% — остальные держат их за рубежом. В то же время лишь 0,6% всех банковских вкладчиков являются их целевой аудиторией. Средний вклад остальных 37 млн клиентов составляет всего порядка 9 тыс. грн.
Узость сегмента private banking банкиры объясняют по-прежнему низким доверием населения к банковской системе. «Часть клиентов из ритейла видят положительные черты private banking и переводят средства на обслуживание к нам. Любые шаги Нацбанка и правительства, которые могут повысить или снизить доверие к банкам, имеют большое значение»,— говорит начальник департамента персональных банковских услуг УкрСиббанка Алексей Александров. Вместе с тем получить статус VIP-клиента стало сложнее. Если раньше банкиры готовы были причислить к такому сегменту людей с доходами в $10-250 тыс. в год, то теперь минимальный уровень составляет $120 тыс. При этом объем размещенных в банках средств начинается в среднем со $100 тыс.
«Если клиент приносит $1 млн, то это, конечно, хорошо. Но работа с высокими объемами очень рискованна для банка, потому что если уйдет один человек, у банка будут серьезные потери»,— отмечает начальник отдела приватного банковского обслуживания ОТП Банка Елена Колосветова. Обслуживание VIP-клиентов интересно банкам еще и потому, что они формируют 35-40% их депозитного портфеля физических лиц. Поэтому участники рынка развивают бизнес в регионах. «За рубежом банк может иметь только офис в Женеве, но у нас люди хотят, чтобы в их городе тоже был офис private banking. Клиенты в Одессе, Луганске, Харькове, Донецке лучше воспринимают локального представителя банка, чем приезжего»,— отмечает советник председателя совета директоров Дельта Банка Максим Шахалов.
За последние полтора года банкиры начали предлагать своим ключевым клиентам не только депозиты, счета и карты, но и новые услуги классического private banking: венчурные фонды, офшорные юрисдикции, создание персональных инвестиционных фондов. При этом банкиры жалуются на жесткие законодательные ограничения, которые не позволяют им предлагать потребителям больший спектр услуг. «Клиенты готовы инвестировать в новые интересные направления, например в еврооблигации украинских эмитентов. Но возможности их купить нет, как и механизма инвестирования в международные индексы. Операции можно проводить только в гривне, фондовый рынок практически отсутствует. Что касается операций в офшорах, то мы в этой сфере выступаем скорее консультантами»,— отмечает Алексей Александров.
Ожидания роста рынка немного ухудшились. Если ранее банкиры рассчитывали на прирост 20%, то сейчас — на 5-15%. При этом им стоит перенимать опыт не только у европейских коллег. «Украинским банкам следует ориентироваться не на западные учреждения, которым по 150-300 лет. У нас с ними слишком разные весовые категории и клиенты. Лучше смотреть на Азию, где банкам по 30-40 лет, и клиенты похожи на наших: еще 50 лет назад человек выращивал кокосы, а сейчас построил высокотехнологичный бизнес»,— отмечает директор компании IDNT (разработка форматов отделений банков) Николай Чумак.