«Нормы НК не предусматривают ограничений по учету в составе расходов налогоплательщиков сумм, уплаченных по договорам страхования, что может привести к минимизации налоговых обязательств путем перераспределения доходов из секторов с высокими ставками налога на прибыль в сектор страхования»,— говорится в анализе регуляторного влияния документа. С 1 января 2013 года ставка налога на прибыль снижается с 21% до 19% (до 2011 года она составляла 25%). Страховщики платят 3% от валовых премий.Эти меры направлены на борьбу с искусственным страхованием, когда компании раздувают валовые затраты.

Налоговый кодекс, который вступил в силу в 2011 году, содержал норму о том, что с 2013 года страховщики будут переведены на общую систему налогообложения. Однако в начале октября депутаты приняли в целом законопроект N11005, который сделал нынешнюю систему налогообложения бессрочной,— страховщики и дальше будут платить 3% с валовых премий, но уже за вычетом средств, переданных на перестрахование.
 
Однако с целью увеличения поступлений в бюджет Министерство финансов предлагает взимать 3-процентный сбор с суммы, перечисленной нерезидентам по договорам перестрахования.

Виктор Суслов
экономист и экс-министр финансов Украины

«Освобождение от налогообложения премий, переданных в перестрахование резидентам,— дискриминационная мера. Как показала практика, большое количество схем связано как раз с перестрахованием у резидентов. Страховщики-однодневки брали на себя большой объем перестрахования, после чего средства обналичивались, а компания ликвидировалась»,— объясняет экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов. За январь-июнь регулятор зафиксировал падение перестрахования в три раза (до 1,34 млрд грн) как раз благодаря двойному налогообложению перестрахования. Объем рисков, переданных перестраховщикам-резидентам, уменьшился в 5,68 раза — до 604 млн грн. Внешнее перестрахование в I полугодии выросло на 25,2% — до 732 млн грн. «К сожалению, серьезное перестрахование возможно только в международном масштабе. В Украине нет перестраховщиков, которые могли бы взять на себя крупные риски»,— говорит господин Суслов.

При этом особенности работы с нерезидентами расписаны в п. 6 ст. 160 НК. Согласно ему, ставка налогообложения при заключении договоров перестрахования с нерезидентами с высоким уровнем рейтинга финансовой надежности равна нулю. Госфинуслуг еще в феврале 2011 года пояснила, что рейтинг перестраховщика должен быть не ниже Baa по классификации агентства Moody`s, ВВВ — S&P и Fitch. Если рейтинг ниже этого уровня, ставка налога составляет 12% от переданных премий. Нормы предложенного законопроекта не проясняют, будет ли при таком перестраховании дополнительно платиться сбор в 3%.

После принятия этих норм участники рынка не ожидают уменьшения страховых платежей, в частности из-за положения о 5-процентном ограничении. «В классическом сегменте отчисления компаний на страхование намного меньше 5%»,— говорит председатель правления «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Эта норма содержалась в законе «О налогообложении прибыли предприятий» с 2005 по 2011 год. «Как показала практика, 5% было достаточно — все укладывались в лимит. Возмущений со стороны компаний, требований о повышении норматива не было. Подобные меры направлены на борьбу с искусственным страхованием, когда компании раздувают валовые затраты за счет страховых отчислений, в результате чего уменьшается база обложения налогом на прибыль»,— говорит Виктор Суслов. По мнению председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, в 5% нужно включать и страховые платежи по добровольным видам страхования, которые являются обязательными при определенных операциях, например, страхование залогового имущества при получении кредита.