«Все эти разговоры и нагнетание страстей имеют одну почву. У нас длительное время были высокие процентные ставки по кредитам. Это убивает реальный сектор. Это не дает возможности бизнесу занимать деньги по адекватной цене. А значит и развиваться. Ситуация длится больше года. Отсюда снижение темпов производства сейчас. И ситуация со ставками все еще не изменилась. Значит и в ближайшее время деньги для бизнеса доступными не станут. И в 2013-ом на особый рост экономики рассчитывать не приходится», — поясняет причину лавины негативных комментариев заместитель директора рейтингового агентства Виталий Шапран.
Основные статьи государственного бюджета на 2012 год (информация издания Известия в Украине)
Технические цифры
Все цифры в макропоказателях - ВВП, инфляции, цен производителей и безработицы читаемы для специалистов, но эти показатели оценивают неохотно. Считают это бессмысленным. И не потому, что они могут быть нереалистичны, а потому, что не верят чиновникам. Наслушались их обещаний, рапортов и заверений в текущем году.
Прогнозные показатели бюджета в динамике
«Базой для развития экономики в современных украинских реалиях может быть бюджетная дисциплина, которая предусматривает составление и принятие качественного и честного бюджета, и его четкое выполнение по доходам и расходам. И, в случае, если мы живем в кризисе, создание определенных подушек. Потому что нельзя бизнесу жить в таком мире, где 10 месяцев мы слышим, что выполняем доходы бюджета на 100% и более, а его дефицит 1,7%. И тут наступает понедельник — день прозрения. Все чиновники говорят, что бюджет не будет выполнен, валовой внутренний продукт будет значительно ниже… И оказывается, что дефицит бюджета, с учетом потребностей НАК „Нафтогаз Украины“, и Пенсионного фонда будет — 5%. Какие долгосрочные ресурсы разумные люди будут готовы вкладывать в экономику такого государства?», — обосновывает основу всех проблем советник председателя правления коммерческого банка Роман Шпек.
Еще одно важное значение в макропоказателях — интересное всем без исключения — курс национальной валюты. Его Минэкономразвития заложил на уровне 8.55. И началось самое интересное. В Нацбанке поприветствовали появление макропоказателей, а через день представитель регулятора назвал значение 8.55 «чисто техническим». То есть таким, которое заложили, чтобы просто как-то составить бюджет.
«Нигде не видел эти цифры в виде какого-то документа, в частности, документа от правительства, я только читал о них в прессе. Хочу, чтобы все понимали статус того прогноза курса, если он существует, на основании которого правительство рассчитывает показатели госбюджета. Всем известно, что отдельные статьи доходов и расходов государственного бюджета, тем или иным образом привязаны к иностранной валюте — это показатели внешнего долга, отдельные таможенные показатели. А доходы и расходы государственного бюджета утверждаются в гривнах. Чтобы посчитать, какими могут быть те или иные статьи, связанные с иностранной валютой, министерству финансов необходимо чисто технически использовать какой-то технический показатель обменного курса гривны. Это — не прогноз, это просто технический показатель для расчета статей проекта государственного бюджета. Никто же не будет считать на уровне 20 грн. за доллар. Дают более или менее такой показатель, который соответствует текущим тенденциям, более-менее могут отражать ситуацию, которая может быть с поступлениями и расходами по соответствующим статьям государственного бюджета. Поэтому я вообще рекомендую на эту цифру не обращать внимания при принятии каких-то собственных инвестиционных решений, решений по сбережениям», — пытался донести точку зрения регулятора заместитель директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александр Арсенюк.
Основные макроэкономические прогнозы (информация интернет-портала ЕвроДоллар)
С такой трактовкой значения курса гривны в макропоказателях бюджета, банкиры не согласны. Ведь этот «технический показатель» влияет на качество бюджета, на его поступления, расходы, дефицит. Это социальные расходы и будущее финансирование экономики. Бизнес хочет знать реалистичную цифру, какой бы она ни была. Ему надо писать бизнес-планы хотя бы на следующий год.
«Этот технический показатель влияет на качество бюджета. Потому что, если они обслуживание внешнего долга посчитали по завышенному курсу, то значит, они забрали деньги из реального сектора экономики. Какое значение этого „технического показателя“? С ним надо быть осторожным. Давайте посмотрим на информационное поле. Первое сообщение: вчера приняли макроэкономический прогноз. Второе: Национальный банк поздравил. А собственно, с чем поздравил? С принятием или с качеством этого макроэкономического прогноза? В прогнозе есть технический показатель — 8,55. Утром читаю заявления Национального банка, что гривна будет укрепляться и дальше. Вот что сказать инвесторам, акционерам? В каких отраслях можно брать риски? 00. 29. 25. Кроме того, мы даем работу людям, мы платим налоги, мы должны заработать. Нам нужна ясность. Если мы не понимаем, или власть не хочет, чтобы была эта ясность, то как мы можем принимать на себя и выполнять обязательства перед бюджетом?» - возмущен Роман Шпек.
Дивный рост
В текущем году положительную динамику еще обеспечивают экспортно-ориентированные отрасли: сельское хозяйство и торговля. Металлурги, химики и машиностроители экспортировали до 80% своей продукции. Торговля двигалась благодаря росту доходов граждан на 14%.
Но на 2013-й прогнозируют сокращение спроса на продажу товаров наших экспортеров. Поэтому приоритетом должно быть внутренний рынок, внутренние торговля и их стимулирования. А это, прежде всего, хорошие доходы украинцев. В бюджете такого стимулирования для населения эксперты не нашли. «Исходя из представленных данных, мы производственными методами вычислили, что промышленность и сельское хозяйство даст в 2013 только 0,8% экономического роста. А вот услуги — рост 2%. Реально ли это? В этом году рост реальных доходов населения, был более 14%. Внутренняя торговля выросла на 16%. То в следующем году, исходя из прогнозных цифр, рост доходов населения составит всего 3%. И где же мы те услуги такие нашли, что они будут расти и поддерживать, таким образом, рост экономики Украины? Не может быть такого», — уверен Роман Шпек.
Такой бюджет, настаивают специалисты, не может быть для Национального банка основанием для качественного расчета денежно-кредитных показателей. То есть, того объема денег, которым надо обеспечить экономику. А без этого показателя и банки не смогут строить планы кредитования. Особенно на фоне падения мировой экономики и сдерживания ликвидности Национальным банком. Поэтому все кредиты снова пойдут под потребительские займы и торговлю. «Если говорить о долгосрочных сегментах кредитования — ипотека, автомобили, в какой-то мере, то в стране должно происходить растягивание ресурса. Растягивание по сроку. Без того, чтобы это растягивание произошло, у нас реального возобновления серьезного ипотечного кредитования, не может быть, в принципе», - прогнозирует председатель правления коммерческого банка Грег Краснов.
Чтобы получить заложены 4% роста ВВП, ликвидность в системе должна быть существенно увеличена. При сохранении в 2013 году нынешних темпов кредитования, будет только падение. «Чтобы получить определенные темпы экономического развития, нужно не кредиты подстраивать под темпы роста, а наоборот. Темпы роста экономики под кредиты. То есть, если мы хотим иметь около 4% роста ВВП, то банковская система должна увеличить объем кредитования экономики, по моим расчетам, минимум на 12-15%. Это просто, как закон природы. Как можно увеличить объем кредитования? Тут, к сожалению, все взаимосвязано. Национальный банк правильно говорит, что он не отвечает за курс де-юре. Но де-факто, ожидания населения, и не только населения, но и бизнеса и правительства, возложили ответственность за курс на Национальный банк. Чтобы выйти из этого положения, надо активно переходить к политике инфляционного таргетирования. Объявить ее, просветить население о том, что это, и тогда и ресурс появится у банков», — доказывает экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко.
«Нужно добиться того, чтобы на корсчетах банков было, как минимум, 50 млрд грн. То есть, ликвидность надо повысить в 2-2,5 раза. Нужно, чтобы банки испытывали избыток ликвидности, чтобы они были склонны к тому, чтобы снижались ставки. А первый шаг на пути к этому сделан. Падение ставок на межбанковском рынке уже произошло. Хотя это еще только реакция профучастников на информацию и на действия от регулятора. Но они уже проанализировали ситуацию и поняли, что снижение долгосрочное возможно. Ведь межбанк — это те пресловутые валютные спекулянты, за которыми мы гоняемся на валютном рынке. Грубо говоря - один и тот же банк занимается операциями и на валютном рынке, и на межбанке. Если межбанк дает позитивную оценку попыткам регулятора относительно наполнения ликвидностью — значит это плюс. Это говорит о том, что рынок верит в операции. Ведь, НБУ, по-сути, переписал фундаментальные факторы, которые влияют на спрос и предложение на валютном рынке. И появилось понимание, что гривна на покупку валюты не будет нужна в таком количестве. Теперь НБУ сделал следующий шаг, чтобы залить в систему ликвидность. Насколько понимаю, НАК выкупил облигации Укргазбакна и Укрэксимбанка. Поэтому межбанковский рынок отреагировал падением ставок. Потому что все поняли, что эти два банка будут активно кредитовать», — объясняет Виталий Шапран.
Первые шаги и реакция на них, еще не показательны, признает эксперт. Более конкретно что-то можно будет говорить через пару месяцев. Но если все пойдет по наилучшему сценарию и скачков курса не будет, а банки получат ликвидность и активизируют кредитование, рост экономики возможен. Пока же год заканчивается, бюджета и основ денежно-кредитной политики нет. Правительство готовится к переизбранию. А бизнес готовится к валютным колебаниям, как минимум в пределах 2 процентов.
Виктория Бойко