По словам исполнительного директора КрАСЗ Николая Черныша, поставляемые на завод комплектующие по всем сопроводительным документам оформляются как машкомплекты (SKD-комплекты), а не запасные части. «На все ранее поставленные и поставляемые в настоящий момент машкомплекты завод перечисляет в госбюджет НДС, акцизный сбор и другие обязательные государственные платежи согласно законодательству Украины», — отметил топ-менеджер.

В АИС до сих пор не получили официальные документы от Гостаможни, поэтому пока не готовы давать комментарии по их содержанию.

Поставляя комплектующие в виде машкомплектов, АИС действует в рамках законодательства, считает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

«Есть закон, согласно которому при поставках готовых автомобилей в Украину пошлина составляет 10% (в среднем $2 тыс. с автомобиля), которую платят импортеры. Если же автомобиль завозится в виде машинокомплекта, для последующей SKD-сборки, то с него платится сбор — 100 евро. Так работают все автозаводы в Украине, за исключением тех, кто варит кузова самостоятельно», — пояснил Назаренко.

По его словам, такую схему использовали все четыре автозавода — Еврокар, КрАСЗ, ЗАЗ и Богдан. «Поэтому, если этот вопрос поднимается, то он должен касаться всех, начиная с 1996 года, когда в Украину пришла Daewoo, завозившая машкомплекты из Польши для сборки на ЗАЗе. Поэтому таможня, в первую очередь, должна решать вопрос льгот, предоставленных этим предприятиям правительством», — считает глава ассоциации.

Претензии к Порше

Таможенники также заявили о претензиях к ООО Порше Украина, генеральному импортеру Volkswagen и Audi. Компания входит в состав Porsche Holding GmbH. По данным ведомства, автоимпортер якобы не в полном объеме учитывал в таможенной стоимости ее составляющие, которые должны быть частью базы налогообложения. И это привело к неуплате налогов на сумму 13 млн грн.

В Порше Украина также отметили, что еще не получили официальных документов о результатах проверки. И комментируют ситуацию осторожно: компания всегда ответственно относиться к выполнению законодательства Украины, декларирует и уплачивает таможенные пошлины и сборы в полном объеме.Компания, которая входит в состав Volkswagen Group, вряд ли будет уклоняться от налогов — в мировых автоконцернах это просто исключено.

Олег Назаренко не верит, что компания, которая является частью Porsche Europe, и, соответственно, входит в состав Volkswagen Group, будет уклоняться от налогообложения — в мировых автоконцернах это просто исключено.

«Есть понятие таможенная стоимость товара, в которую входит стоимость самого товара, а также затраты на транспортировку в Украину. Если, условно, стоимость автомобиля составляет $100, а затраты по его доставке — $10, то 10% пошлины нужно платить от суммы в $110. Порше Украина обвиняют в том, что они якобы неправильно указали транспортные расходы, занизив таким образом стоимость товара», — пояснил глава ВААИД.

По его мнению, если бы компания действительно хотела обойти этот налог, то сам Volkswagen мог бы ставить любую заниженную цену на автомобили, с которой бы и рассчитывался налог при поставках в Украину. А настоящая «серая» схема — это, например, поставка автомобилей через фирму-прокладку в офшоре, добавляет глава ассоциации.

Пока же проверки на авторынке продолжаются. В целом таможня намерена проверить 10 импортеров, сообщил первый зампредседателя Государственной таможенной службы Александр Дороховский. По его словам, минимальная сумма предполагаемых штрафов составляет 100 млн грн.