Участники рынка указывают на то, что заявления руководства Нацбанка о стабильности курса гривны оказались пустыми, поскольку риторика заявлений сильно изменилась после 28 октября, когда стали открыто говорить о неизбежности плавной девальвации национальной валюты.
«Таким образом, Нацбанк фактически подтвердил, что сдерживание курса гривны было искусственной и временной мерой, продиктованной предвыборными потребностями. Теперь, когда выборы закончились и потребность в предвыборной демонстрации мнимой стабильности и «покращення» отпала, в Нацбанке заговорили о неизбежности девальвации национальной валюты, хотя еще несколько недель назад заверяли, что оснований для этого нет», — говорится в заявлении АУБ.
Представители Ассоциации украинских банков напоминают, что они еще осенью 2011 года выражали обеспокоенность в связи с действиями Национального банка, руководство которого всеми силами удерживало курс гривны ниже отметки 8 грн. Эксперты отмечали, что плавная и контролируемая девальвация оказала бы положительное влияние на экономику и не была бы болезненной для населения. Но в Нацбанке рассказывали о стабильной ситуации на валютном рынке, хотя золотовалютный запас постепенно сокращался, так как его тратили на поддержание курса гривна. А сразу после выборов руководство НБУ признало о неизбежной девальвации, что расходится с их заявлениями, сделанными еще в октябре.
По оценкам АУБ, в данный момент оптимальный курс должен находиться у отметки 10,5 грн/доллар. Да и в самом НБУ заговорили о том, что пора уже переходить на гибкий обменный курс гривны, но делать это нужно постепенно. Директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин указал, что регулятор не обязан удерживать курс гривны, а нынешняя политика Нацбанка негативно влияет на украинский экспорт, а также не позволяет рассчитывать на внешние заимствования. Аналогичную позицию озвучивают и представители Международного валютного фонда, которые рекомендовали Украине совершить постепенный переход к плавающему курсу, что позволить экономики быть более устойчивой к внешним шокам.