«Их проект был очень амбициозным — экспорт российского угля через порт «Южный». Участок в 65 га они долго расчищали, пришлось расселить несколько домов из села на его территории», — рассказал директор информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий.

Но у земельного участка есть неприятная особенность. От воды его отделяет узкая полоска земли.

Эту проблему пришлось решать с администрацией «Южного». В 2007 году госпредприятие согласилось отдать участок шириной 50 м своей береговой полосы под узкий 300-метровый пирс «Причалов Коминтерна». Еще в 2010 году и.о. начальника порта «Южный» Вадим Пархоменко говорил, что проект движется. Но летом того же года порт возглавил Александр Лагоша, работавший генеральным директором компании «Авлита» Рината Ахметова. А уже в 2011 году «Южный» подал иск в Хозсуд Одесской области с требованием разорвать договор земельного сервитута, заключенный на 49 лет. В июне 2011 года Высший хозсуд окончательно лишил «внучку» Evraz Group в Украине кусочка территории порта площадью 0,31 га, без которого строительство угольного терминала теряло всякий смысл.

Это решение оказалось кстати для СКМ. Группа как раз создала холдинг «Портинвест», определив портовую деятельность как стратегическую. «Евразу» проку от лишенного доступа к воде терминала уже не было. Переговоры с СКМ начались, похоже, сразу после прошлогоднего решения суда. Менеджмент СКМ говорил о своих планах в порту «Южный» еще в 2011 году. Проект «Портинвеста» не менее амбициозен, чем планы «Евраза». Объем инвестиций — до $250 млн, номинальная мощность — до 16 млн т в год. Та же специализация — уголь. Разница в том, что у «Портинвеста» нет проблем с доступом к морю.