Опрошенные эксперты считают текущее снижение ставок на межбанке (средневзвешенная стоимость кредитов овернайт уменьшилась с почти 50% до чуть более 30%) временным явлением. По мнению большинства специалистов, до конца года стоимость ресурса, скорее всего, будет оставаться высокой, пишут Экономические известия.
Казначей, член правления «Дочернего банка »Сбербанка России« Дмитрий Золотько рост ставок на межбанке объясняет сокращением остатков средств клиентов в гривне, что стало следствием девальвационных ожиданий. »Банки не имеют возможности влиять на стоимость ресурсов, следуя за динамикой спроса и предложения гривны", — отмечает банкир.
Как конкретизирует директор украинского представительства консалтинговой компании zeb/ Александр Нефедов, текущую динамику определяет политическая нестабильность и недоверие между участниками рынка. «Значительных рычагов, кроме как мер »психологического« характера (работа с общественностью и т.п.), у Нацбанка нет. НБУ не может »залить« рынки ликвидностью, как это делают центробанки в Европе и США. Эти деньги пришлось бы напечатать, тем самым вызвав инфляцию и девальвировав гривну», — отмечает эксперт.
Хотя участники рынка сетуют на ограниченность рефинансирования, очевидно, что НБУ предоставляет его активнее, чем до недавних пор. Если по итогам первой декады октября Нацбанк рефинансировал банки на 1,67 млрд грн, то во второй декаде — на 2,5 млрд грн, в третьей — на 4,8 млрд. При этом более интенсивное вливание ликвидности не сопровождалось существенными изменениями на валютном рынке (в отличие от начала сентября).
Эксперт «Укрсоцбанка» Тантели Ратувухери полагает, что в случае стабилизации политической ситуации во многих банках может произойти даже «лихорадочное» восстановление гривневых активов, что благоприятно повлияет на гривневую ликвидность системы в целом. Специалист обращает внимание, что повышенный спрос на валюту провоцирует в т.ч. концентрация отечественными предприятиями своей выручки за границей, а также вывод валюты из страны.
«Многие субъекты, опасаясь девальвации гривны после выборов, а также готовясь к большим платежам по внешним долгам (прежде всего, погашению торговых кредитов) запасались валютой, сбывая гривну. Но судя по всему, результаты выборов не оправдывают ожидание глубокой девальвации гривны и волатильности валютного рынка. В этой ситуации игроки, которые делали ставку на негативный сценарий, вынуждены срочно закрывать свои валютные позиции, привлекая гривневые ресурсы на межбанке», — говорит Ратувухери.
Существенно разрядить напряжение на рынке могло бы повышение гибкости курсообразования в Украине. «Наиболее позитивным эффектом от этого станет улучшение ситуации с ликвидностью и постепенная дедолларизация, в рамках которой будет постепенно увеличиваться доля кредитов и депозитов в национальной валюте», — считает начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.
Как отмечает аналитик «Эрсте Банка» Марьян Заблоцкий, в мире лишь 34 страны, которые ориентируются на фиксированный курс, причем часть из них являются экспортерами нефти (Катар, ОАЭ, Венесуэла, Туркменистан), а часть фактически пользуется долларом в расчетах, поскольку их экономика слишком слабая для существования собственной валюты (Зимбабве, Эритрея). «Украина одна из двух стран бывшего СССР, наряду с Туркменистаном, которые все еще поддерживают жесткую привязку к доллару США», — констатирует эксперт.
По словам начальника управления рыночных и операционных рисков ПУМБ Антона Бутовского, после снижения девальвационных ожиданий ставки по гривневым вкладам уменьшатся на 6-8%. «Это может произойти уже в ближайшие полгода», — прогнозирует эксперт.