Раз — пакет, два — пакет
Энергетические пакеты по сути являются набором директив Европейского Союза в сфере поставок газа и электроэнергии и связанных с ним нормативных актов. Первый из пакетов датируется еще девяностыми годами прошлого столетия. В 1996 году была принята директива по электроэнергии, в 1998 году — директива по газовой сфере. Их целью было открытие рынков для конкуренции. По мнению европейских властей, это было необходимо, чтобы повысить эффективность энергетического сектора и конкурентоспособность экономики ЕС в целом.
Уже через несколько лет этого показалось мало. В 2003 году пришел черед второго пакета директив, отменяющего первый. Одна из главных его особенностей — разделение вертикально-интегрированных компаний. Это значит, что, например, деятельность газовых компаний по транспортировке топлива должна была быть формально отделена от добычи и поставки. Разделение касалось, в том числе, бухгалтерской отчетности, но не прав собственности.
Третий энергетический пакет, являющийся дальнейшим развитием второго, был предложен Еврокомиссией в 2007 году после жалоб небольших трейдеров, заявлявших, что крупные концерны не предоставляют им доступ к распределительным сетям. Работа над пакетом была активизирована после «газовой войны» между Россией и Украиной в начале 2009 года, оставившей Европу без газа на несколько недель. В сентябре 2009 года он был принят.
Главной особенностью нового пакета стал фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Чтобы решить эту проблему, компаниям было предложено продать транспортные сети или отдать их управление в руки независимого оператора. Официально заявленная цель осталась прежней — повышение конкуренции, выход на рынок новых игроков и снижение цен на энергоносители.
Россия против
Новые требования к энергокомпаниям касались не только европейских фирм, но и компаний из третьих стран, которые работают с Европейским Союзом. Их предупредили, что в ином случае они могут потерять доступ на европейский рынок. В России посчитали, что третий энергопакет направлен против «Газпрома» как главного поставщика газа в ЕС, занимающегося и добычей топлива, и его транспортировкой, и продажей. Как следствие, Россия резко воспротивилась принятию нового энергопакета.
Кроме требования о разделении бизнеса, в нем также содержатся обязательства предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям, что серьезно препятствует планам России относительно газопроводов в обход Украины. Например, «Газпром» может использовать «Северный поток» лишь на половину его мощности. Руководствуясь нормами третьего энергопакета, Еврокомиссия обязала операторов газопроводов NEL и OPAL, соединяющих «Северный поток» с газовой инфраструктурой ЕС, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа. И не волнует, что кроме «Газпрома», газ в них никто закачать пока не может.
При этом Владимир Путин и топ-менеджеры «Газпрома» уверены, что если отделить трубопроводы от «Газпрома», трубопроводы умрут из-за отсутствия достаточного финансирования.
Но все же, газовый монополист таки намерен реформировать свои европейские активы, чтобы выполнить требования третьего энергопакета. Вполне возможно, на это повлияло антимонопольное расследование против «Газпрома» в Европе, грозящее ему огромным штрафом.
Сейчас «Газпром» продает газ в Европу через «Газпром экспорт», свою стопроцентную «дочку». Теперь же компания собирается создать два холдинга — Gazprom Storages & Transport с транспортными сетями и хранилищами и GMT Holding, которая будет заниматься торговлей газа. Впрочем, такое разделение бизнеса — еще не выполнение требований третьего энергопакета. «Газпрому» нужно будет либо продать транспортные активы, либо передать их в управление независимому оператору. Хотя вполне возможно, что у российских газовиков есть свое мнение на этот счет. Тем более, что зиму в «Газпроме» ожидают холодной.
Украина и все-все-все…
Казалось бы, при чем здесь Украина? Газ в Европу она не продает и газопроводы свои не строит. Но не все так просто, так как с февраля 2011 года Украина является полноправной частью Энергетического сообщества.
Соглашение о нем было подписано в октябре 2005 года в Афинах и вступило в силу с 1 июля 2006 года. На сегодняшний день к нему присоединились 15 стран Европейского Союза, восемь государств Южной и Восточной Европы — Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория, Украина, а также Косово. Армения, Грузия, Норвегия и Турция имеют статус наблюдателей. Договор был подписан для распространения опыта энергорынка ЕС на страны-соседи и обеспечения безопасности поставок энергоресурсов. Участие в соглашении предусматривает гармонизацию законодательной базы со стандартами Евросоюза, в том числе внедрение Второго и Третьего энергопакетов.
Что это значит для Украины? Например, страна добровольно взяла на себя обязательство разбить «Нафтогаз» на отдельные компании — добывающую, транспортирующую и поставляющую газ. Первые шаги на этом пути уже сделаны — принят закон, разрешающий реорганизацию НАКа. А две его «дочки» «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» будут преобразованы в акционерные общества, что позволит вывести их из-под подчинения «Нафтогазу». Кроме того, Украина должна обеспечить возможность доступа к использованию своей газотранспортной системы и подземных хранилищ газа для коммерческих компаний, в том числе иностранных. Должен быть реформирован и рынок электроэнергии.
Но обязательства, взятые на себя перед Энергетическим сообществом, Украина в целом не выполняет. По оценкам аналитического центра Dixi Group, за первый год пребывания в Энергетическом сообществе Украина не выполнила в срок ни одно из них. Законодательные изменения действительно принимаются, но слишком медленно утверждаются нормативные акты, необходимые для их практического применения. Впрочем, чему удивляться — санкции за невыполнение обязательств не предусмотрены. А петух в одно место, как говаривал гарант, пока еще не клюнул.