Мало того, на бытовом уровне людей возмущает факт, что сосед, одноклассник или просто знакомый — варианты могут быть разные — из бывшей «страны Советов» вот вдруг взял и стал мультимиллионером. Как говорится, а я чем хуже?!Доля «трудовых» доходов во всем, что создается в Украине, колеблется уже много лет на уровне 50%. Это приблизительно столько же, как в Германии, и на порядок больше, чем в Греции, Польше, Италии и других странах Европы.

На фоне таких общественных настроений идеи Шарикова о том, что нужно просто «отнять и поделить», не только прижились, а и стали полноценной программой действий для большинства политических сил в нашей стране. С экранов, как мантра, повторяется тезис о неравенстве в обществе, о колоссальном разрыве между богатыми и бедными, и о том, что европейские стандарты не за горами — нужно попросту вернуть собственность, наказать олигархов, и прочее, и прочее. И для обывателя все становится на свои места — вот же она, причина всех бед, все просто и понятно!

Но такая близкая сердцу модель мироздания имеет мало общего с реальностью.

Почти как в Германии

Возьмем для примера распределение валового продукта между трудовым народом и «капиталистами» (бюрократов, то бишь бюджет, не берем — это отдельная история).

Так вот, доля «трудовых» доходов во всем создаваемом в Украине колеблется уже много лет на уровне 50%. Это приблизительно столько же, как в Германии, и на порядок больше, чем в Греции, Польше, Италии и других странах Европы. Нам, конечно же, есть куда стремиться — в Швейцарии этот показатель почти 60% ВВП. Но даже такое перераспределение добавит к средней зарплате в Украине всего $66 (или +18% к уровню зарплат 2012 г.) — скажем честно, не самый завидный предел мечтаний.

Конечно, простой долей трудовых доходов в ВВП нельзя полноценно измерить неравенство. Ведь бывает так, что одни группы населения даже в виде зарплат получают в разы больше, чем другие.

Для Украины набивший оскомину пример — это разница в зарплатах депутатов и обычных людей. Но для этого мудрые ученые придумали специальный «штангенциркуль» — коэффициент Джинни. Суть его в том, что измеряется не столько уровень доходов, сколько равенство распределения доходов в стране. Так вот, по этому показателю Украина выглядит почти так же, как Германия, и даже лучше, чем Канада и Швейцария. А еще немного — и мы по равенству доходов догоним Данию.

«Так что же получается: «грабить награбленное» — это не выход?! Бред какой-то! Посмотрите на шикарные машины на улицах!» — где-то так, наверное, воскликнет читатель. Но, к сожалению, даже если представить, что завтра «раскулачат» самого богатого украинца Рината Ахметова и честно разделят на всех граждан его $16 млрд. (разберут на кирпичи заводы, раздадут по кусочкам «Донбасс-Арену» и т.д.), то это будет одноразовая выплата всего $350 на нос. С остальных толстосумов — и того меньше. «Цена вопроса» с учетом последствий, скажем прямо, не самая привлекательная.

Дележ старого — не выход

Ни в коем случае не хочу защищать олигархов и тем более утверждать, что в нашей стране нет проблем с бедностью: расслоение общества — это всегда большая проблема. Но все эти цифры привожу только с одной единственной целью — указать на то, что мы бедные не потому, что кто-то нас грабит (хотя и не без этого), а потому, что свой потенциал мы никак не можем реализовать.Именно такой уклад — когда связи или «крыша», а не способности и трудолюбие определяют успешность и зажиточность — и является основной причиной нашего незавидного уровня жизни и низких доходов.

Зацикливаясь на обиде, что кто-то урвал больше моего, мы не замечаем, что настоящий «тормоз» нашего развития — это ограниченные, законсервированные возможности создавать что-то новое, а не дележ старого. Ведь проблема даже не в том, что кто-то «сидит на потоке» и берет мзду (хотя это однозначно плохо).
    
Проблема в том, что после этого мздоимства в вуз поступает тупой студент, на должности остается бездарный руководитель, а на рынке «царствует» безальтернативный некачественный товар (услуга). Создавать что-то «без крыши» в таком обществе «кривых зеркал» не почетно, страшно, а иногда и откровенно наказуемо.

Такая система в свое время получила удачное название «ограниченного доступа» (автор Дуглас С. Норт, нобелевский лауреат 1993 года). И именно в таком укладе — когда все распределяется по указке «смотрящих» — и состоит основное отличие Украины от европейских стран, к которым мы так стремимся.

И именно такой уклад — когда связи или «крыша», а не способности и трудолюбие определяют успешность и зажиточность — и является основной причиной нашего незавидного уровня жизни и низких доходов. Да, мы можем и дальше ходить по кругу, перераспределяя после каждых выборов советское наследство, пока оно не превратится в труху. Но есть предложение сделать шаг вперед и убрать с дороги все то, что мешает превратить нашу «страну ограниченных возможностей» в нового «экономического тигра». Тогда и с доходами у нас все наладится.