Анатолий Близнюк
министр регионального развития, строительства и ЖКХ

В среду министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Близнюк вновь заговорил о том, о чем в последнее время не рисковал говорить ни один украинский политик. Министр признал, что необходимость повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги назрела в стране уже давно. Правда, подчеркнул он, по крайней мере в ближайшее время этот вопрос не стоит в повестке дня.

«Рано или поздно такое решение нам нужно будет принимать. Сейчас государство не ставит такой вопрос», — сказал министр.

Надо сказать, что о тарифном вопросе в правительстве вспомнили не случайно. И дело даже не в том, что за спиной остался день выборов. С прошлой пятницы в Киеве находится техническая миссия Международного Валютного Фонда. Кое-кто в прессе уже назвал в качестве цели ее визита — знакомство с новой политической элитой страны (уж очень совпали сроки ее визита с парламентскими выборами и подведением их итогов). Даже если это так, вряд ли сотрудники Фонда не напомнили правительству об обязательствах Украины по программе stand-by. И прежде всего — о необходимости поднятия уровня тарифов на газ и теплоснабжения для населения до экономически обоснованного уровня. Тем более, что незадолго до отправления в Киев миссии, МВФ напомнил Украине о недальновидности и неэффективности удерживания заниженных тарифов на газ и тепло для населения.

  В первую очередь, перед властью сегодня стоит дилемма — плавно повышать тарифы или резко. В упрощенном варианте это звучит приблизительно как — сразу взвалить все на плечи украинцев либо чуть погодя, постепенно увеличивая нагрузку. В частности, вариант «шоковой терапии» подсказывает статистика того же Минрегионстроя и ЖКХ. По состоянию на 1 октября текущего года ни по одному городу в стране тариф не покрывал себестоимость услуги: цифры расходятся от минимальных 47,6% в Сумах до 95,4% в Харькове. Пока население в этом плане субсидирует бизнес: уровень компенсации по тарифам для юрлиц доходит до 119,4% в Днепропетровске.В первую очередь, перед властью сегодня стоит дилемма — плавно повышать тарифы либо резко.

Если же плавно увеличивать стоимость коммуналки для населения, то в определенном проигрыше окажется крупный бизнес — собственник генерирующих компаний. Пока они каждый отопительный сезон проходят в борьбе за выделение так называемой компенсации разницы в тарифах. Только в госбюджете на текущий год зарезервировали 7 млрд грн. Но при бюджетной дыре почти в 50 млрд грн, для правительства это непозволительная роскошь. И вряд ли что-то изменится в следующем году. Поэтому решение, вероятно, уже давно принято в определенных кабинетах.

Другое дело, что в арсенале власти на сегодня есть несколько приемов, которые при добросовестном исполнении вполне способны подготовить почву под подорожание и нивелировать негативный электоральный эффект от неминуемого возмещения в обществе.

Так, министр вчера заявил, что размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги, с учетом роста минимальных зарплат, пенсий и неизменности тарифов, в среднем по стране составляет около 11% общего объема доходов граждан.

Если вспомнить о том, что нижней планкой для получения государственной субсидии на оплату коммуналки является 20% совокупного дохода семьи, то становится понятен намек главы министерства. А именно — обоснование возможности «безболезненного» подъема ряда тарифов минимум на 10%. Вопрос о том, в какую сторону при этом сместится планка по субсидиям и сместится ли она вообще — второстепенный. На сегодня субсидии ежемесячно получает около 700 тыс. семей со всей страны, а средний размер помощи — всего 65 грн. Поэтому чем больше украинцы будут богатеть на словах и казенной бумаге, тем меньше будет оставаться времени до реального повышения коммуналки.

Еще одна хитрость заключается в введении так называемой инвестиционной составляющей в тарифе. И о нем также говорил вчера министр. Иными словами — к тарифу будет приплюсовываться какой-то процент, который будет позволять компании менять теплосети, модернизировать котельные и пр. Весь секрет заключается в том, что если этот новый компонент ввести в структуру тарифа до его вывода на полное покрытие себестоимости услуги, то тогда под инвестсоставляющей будет скрыто реальное повышение тарифа до экономически обоснованного уровня. А если новая составляющая появится в уже справедливом с точки зрения генерирующей компании тарифе, то в таком случае это станет просто бонусом для компании. Часть потратят на модернизацию, а часть заложат в доход.

Когда же это произойдет, позволяет сказать график Президента. На ноябрь планируется государственный визит Виктора Януковича в Россию. Главная цель приезда — очередная попытка видоизменить либо формулу, либо саму цену на газ — была согласована еще на последней встрече с Владимиром Путиным в Ново-Огарево. Интересно, что миссия МВФ при этом покидает Украину уже завтра-послезавтра. А значит, украинское правительство так ничего и не предложила Фонду, кроме как давно озвученных Азаровым мыслей о продолжении программы stand-by, но без тарифного вопроса. Другое дело — Россия. Здесь Украина может попытаться последний раз сыграть в игру «Нам все еще есть, что вам предложить» и добиться желанной скидки. Правда, те же россияне уже давно и далеко не дипломатическим языком проинформировали Киев о том, что им нужно.