Плюс 10%
Повышение цен не будет убийственным. Цены, по моему мнению, вырастут приблизительно на 10%. Это означает, что буханка хлеба подорожает на 0,5 грн. И каждая копейка в новой цене, поверьте, обоснована.
То, что ситуация назрела — это еще мягко сказано. Назрела она еще задолго до выборов, хотя они и воспринимались как некий рубеж. И, возможно, именно потому что это решение так долго оттягивали, теперь вариантов «повышать — не повышать» уже нет.
Очень серьезно качнуло зерновой рынок: стоимость зерна 3-го класса сегодня уже достигает 2200 грн./т, а ведь еще недавно не превышала 1900 грн/т. Мука, соответственно, тоже подорожала и продолжает дорожать. Мукомолы нас уже предупредили, что с 1 ноября повышают отпускные цены еще на 100 грн./т.
Но мука — это только половина затрат в себестоимости хлеба. Вторая половина состоит из целого ряда статей, почти по каждой из которых произошел рост.
В первую очередь это энергоносители, которые в прошлом году очень резко подорожали. Это транспорт. Это та же зарплата, которая в прошлом году повышалась четыре раза, и трижды — в 2012 г. Все это в совокупности обусловило необходимость повышения цен на хлеб.
Сейчас новые цены на хлеб согласовывают киевляне (холдинг «Киевхлеб»). Я думаю, они будут не одиноки.
Бесполезное эмбарго
То, что нам предлагает правительство в борьбе с ростом цен на хлеб, это мука из Аграрного фонда. В этом году она на 3-7% (в зависимости от сорта) дороже, чем в прошлом, и почти такая же дорогая, как на открытом рынке. При этом, покупая муку на рынке, хлебопеки не привязаны к конкретной мельнице, которую им указывает Аграрный фонд, и которая, возможно, расположена в другой области. Выбор покупателя очевиден.
А еще правительство намерено ввести ограничения на экспорт пшеницы — в том числе и для того, чтобы не допустить роста цен на хлеб.
Эмбарго на экспорт пшеницы не в силах нивелировать текущую потребность в повышении цен на хлеб. Как говорится — поздно пить «Боржоми»
Но, во-первых, пока никаких ограничений нет. Есть только заявления министра, меморандум, договоренности с трейдерами. Однако пока нет постановления Кабмина — экспорт идет свободно и никакие заградительные меры не принимаются. Как себя поведут трейдеры, выполнят ли обещания — это еще вопрос.
Когда ограничения на экспорт пшеницы будут введены, они действительно придавят внутреннюю цену на зерно, и в конечном итоге должна произойти стабилизация. Но вопрос-то во времени! Чтобы эта мера сейчас работала, оказывала влияние на рынок, вводить ее надо было намного раньше.
А запретив экспорт с 15 ноября, правительство добилось только того, что сработает это не ранее, чем в первом квартале 2013 г. Да и то — эмбарго будет способствовать только стабилизации цен, но никак не приведет к их снижению и не отменит назревшую необходимость продавать хлеб дороже.