В категорию повышенного риска отнесены компании, которые уже задержали зарплату на два месяца либо платят персоналу на уровне законодательно установленного минимума (в небольших фирмах, со штатом до 50 человек, — «минималку» получают 60% и более сотрудников, в средних, 51-250 человек, минимум платят 45% работников, — в крупных, со штатом в 251 человек и более, — 30%).
Повышенное внимание контролеры будут также уделять предприятиям, на которых ранее уже были выявлены нарушения норм КЗОТ или обнаружены официально не оформленные сотрудники (расхождения между фактической численностью персонала и данными отчетности превышают 10%). Компаниям, соответствующим указанным критериям, грозят ежегодные плановые проверки.
Раз в два года по плану будут проверять предприятия со средней степенью риска. Чтобы попасть в эту категорию, достаточно задержать зарплату на месяц, для мелкой фирмы установить минимально возможную зарплату 45-60% персонала, средней — 30-45% своих сотрудников, крупному предприятию -15-30% рабочих.
«До сих пор критериями высокой степени риска считались выявленные нарушения требований по продолжительности рабочего времени, использование труда несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями или несоблюдение условий коллективного договора и неправильное оформление трудовых отношений. Теперь же государство больше волнует наличие задолженности по зарплате и ее размер», — уточняет старший юрист ЮФ Constructive Lawyers Наталья Руденко.
Это вполне объяснимо: невыплаченные или мизерные зарплаты провоцируют снижение поступлений в Пенсионный фонд, дефицит которого за девять месяцев составил 9,7 млрд грн. Причем кассовые разрывы ПФ будут расти быстрее, чем планировалось при верстке бюджета на текущий год. В конце июня Кабмин увеличил планируемый дефицит фонда на 2012 г. на 57% — до 15,3 млрд грн.
Новые критерии рисковости в разы увеличат число компаний, которых смогут проверять ежегодно. Ведь в условиях кризиса бизнес старается экономить на всем, в том числе и на зарплатах. Но такая экономность отныне станет чревата проверками и неминуемыми штрафами: контролеры еще никогда не уходили с ревизии с «пустыми руками».