Apple: от «железа» к облакам


Что уже есть: Цифровой магазин iTunes Store (2003), облачный сервис iCloud (2011), устройства под управлением iOS и OS X.

В начале 2001 года Apple выпустила простой аудиоплеер iTunes, но уже к осени программа поменяла свое предназначение: после выхода iPod она взяла на себя роль хаба, синхронизирующего музыку, которая хранится на компьютере и в плеере. В 2003-м компания создала рынок цифровой музыки, запустив встроенный магазин iTunes Store, который постепенно перешел к продаже видео, книг и программ и стал синонимом цифровой дистрибуции (более 60% рынка цифровых продаж музыки в 2012 году).

iTunes оставался незаменимым хабом фактически до появления iCloud осенью прошлого года. Цель облачного сервиса Apple — уже не столько хранение контента (которое весьма урезано), сколько синхронизация данных и общение внутри экосистемы: аккаунт Apple можно использовать не только для покупок, но и для связи c помощью iMessage, FaceTime и новых фотопотоков iOS 6. Этим компания создает целое сообщество вокруг своих продуктов: не маркетинговыми средствами, как раньше, а техническими «фичами».

Google: от поиска к облакам и обратно


Что уже есть: мобильная ОС Android (2008), браузер Chrome (2008), облачное хранилище Google Drive (2012).

Сам по себе аккаунт Google является лишь универсальным средством аутентификации, а для хранения файлов можно использовать запущенный недавно Google Drive. В то же время экосистема компании является по-настоящему облачной: в отличие от Apple, которая заинтересована в первую очередь в продаже устройств и лишь потом в использовании магазина, Google не интересуется «железом» и бесплатно раздает Android и Chrome, в которые по умолчанию интегрированы сервисы компании.

Фактически политика Google заключается в том, чтобы любыми средствами увеличить (или сохранить на высоком уровне) рыночную долю использования своего основного бизнеса, поиска и контекстной рекламы. Все новые сервисы строятся вокруг основного, но сами рассчитаны на все большее вовлечение пользователей в экосистему. Выходит цепная реакция: например, популярность Google подталкивала продажи Android, а те, в свою очередь, увеличивали использование сервисов Google.

Amazon: самое простое среди облаков


Что уже есть: цифровая дистрибуция Amazon.com (2007), планшеты линейки Kindle Fire (2011).

В 2007-м году с целью увеличения продаж глава Amazon Джефф Безос (на фото) запустил магазин цифровой музыки Amazon MP3, с выходом читалки Kindle был создан рынок электронных книг. Уже в 2010-м электронные книги занимали 64% книжных продаж Amazon.

Kindle Fire — продолжение этой идеологии на новом уровне и с новыми средствами. Компания действует подобно Google: продает устройства как можно дешевле, а взамен получает новую витрину и полное господство в своей нише объемом в 22% рынка планшетов. Местный облачный сервис, Amazon Cloud Drive, прост, как и дотируемые планшеты: это хранилище для музыки, видео, книг и собственных файлов. Amazon специально играет на понижение, урезает все возможности и уходит от прямой борьбы. Apple, Google и Microsoft так или иначе вынуждены конкурировать, придумывать что-то сложное и развенчивать миф о том, что современные устройства созданы не только для потребления контента; Amazon это не нужно.

Microsoft: экосистема для работы


Что уже есть: XBox Live (2002), облачное хранилище SkyDrive (2012), устройства под управлением Windows 8 и Windows Phone 8 (2012).

В отличие от трех предыдущих компаний Microsoft кажется динозавром из прошлого века, который живет за счет обреченной платформы. Это и так, и не так. Да, PC уступает свою долю планшетам, продажи в единицах стабилизировались, а потом начали падать (в третьем квартале 2012 года продано 87,5 млн, или на 8% меньше, чем годом ранее), но платформа остается огромной: в прошлом году было продано 353 млн компьютеров, а доля Windows близка к 90%. И в то же время Windows Phone 7 проиграла конкурентам на мобильном рынке, за которым отдаленное (или не очень) будущее.

Скорый выход Windows 8/RT должен помочь компании на мобильном рынке: у Microsoft наконец-то появится собственная разветвленная экосистема из компьютеров, вменяемых планшетов и смартфонов, которые будут синхронизироваться через файловое хранилище SkyDrive — последним можно воспользоваться и сейчас. И если кажется, что эта схема повторяет Apple, то можно вспомнить про два козыря у Microsoft в рукаве.

В 2001-м году, стараясь подорвать доминирование Sony на рынке консолей, компания запустила XBox, а вместе с ним и игровой сервис XBox Live. Спустя десять лет XBox 360 — главная консоль нынешнего поколения, которая к концу своего жизненного цикла расширила свое предназначение и стала не только железом для запуска игр, но и успешным домашним медиацентром: с ее помощью можно, например, покупать музыку и видео для домашнего телевизора. Магазин Xbox 360 и игровые отчисления только в последнем квартале принесли Microsoft $2 млрд дохода (продажи Windows — 3,2$ млрд).

Но если консольный успех довольно косвенно может повлиять на грядущие продажи планшетов, то осенний выход Office 2013, активно использующего SkyDrive, — явное конкурентное преимущество. Microsoft оказывается в интересном положении. С одной стороны, ей, как и Apple, важны продажи «железа», с которого она получает отчисления. C другой стороны, как и Google, Microsoft является обладателем сверхпопулярного офисного сервиса, с помощью которого можно разогнать продажи этого самого «железа». Такая схема позволит перехватить большинство бизнес-пользователей, и Microsoft, в отличие от конкурентов, будет иметь экосистему не только для отдыха, но и для работы — в компании, видимо, на это и рассчитывают.