В конце сентября в Украине официально стартовала продажа Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ). Продавцом выступает российский холдинг «Мечел» предпринимателя Игоря Зюзина. Наряду с украинским предприятием россияне выставили на продажу целый ряд активов: металлургические комбинаты в Румынии, а также свои никелевый и ферросплавный бизнесы плюс энергетические активы в России и Болгарии. Кроме того, готовятся к продаже четверть акций компании «Мечел Майнинг», которая объединяет угольные железорудные и коксохимические предприятия группы. Причина распродажи банальна — чистый долг группы к середине текущего года составил $8,7 млрд. При этом убыток за январь-июнь увеличился до $605 млн. Однако большого интереса к данным активам со стороны потенциальных покупателей не наблюдается. Во-первых, оставляет желать лучшего состояние мирового металлургического рынка, а во-вторых, финансовое положение многих потенциальных покупателей ненамного лучше, чем у владельца ДЭМЗа.
Напомним, что с момента официальной покупки российским холдингом донецкого предприятия прошел всего год, и вот оно вновь выставлено на торги. Таким образом, комбинат вполне может сменить уже четвертого владельца за последние пять лет. За это время ДЭМЗ (ранее «Истил-Украина») успел побывать собственностью бизнесмена пакистанского происхождения Махаммада Захура, российского депутата Вадима Варшавского и «Альфа-групп» Михаила Фридмана.
В лучшие времена предложение «Мечела» вызвало бы живой интерес у участников рынка, однако российские аналитики говорят, что сейчас найти покупателей на предприятие будет весьма непросто. Во-первых, неясно, сколько хочет выручить за активы «Мечел», потративший на них в прежние годы около $2 млрд. А во-вторых, несмотря на лучшие, чем у «Мечела», операционные результаты, российским горно-металлургическим группам хватает собственных проблем. Так, к примеру, чистый долг группы Evraz Романа Абрамовича к концу июня достиг — $6,07 млрд., «Металлоинвеста» Алишера Усманова — $6,1 млрд., группы НЛМК Владимира Лисина — $3,5 млрд., «Северстали» Алексея Мордашова — $3,7 млрд. Конечно, это цифры нельзя рассматривать в отрыве от других финансовых показателей, к тому же поддержку российским металлургам регулярно обеспечивают государственные Внешэкономбанк, ВТБ Банк и Газпромбанк. Однако не очень хорошая рыночная конъюнктура накладывает свой отпечаток на ожидания инвесторов в части покупки тех или иных предприятий. А скорого восстановления металлургии участники рынка не ожидают. Так, в недавнем интервью гендиректор холдинга СКМ Олег Попов предположил, что в ближайшие два-три года цены на сталь будут стагнировать, а глава крупнейшей сталелитейной компании мира ArcelorMittal Лакшми Миттал заявил, что стальной спрос нескоро вернется на докризисный уровень. «С одной стороны, приобретать металлургические активы лучше на падающем рынке, тогда их стоимость ниже. Но сейчас главная проблема в том, что около трети мировых сталелитейных мощностей излишни и в ближайшие годы производителям с наибольшей себестоимостью, в первую очередь в Европе, предстоит болезненный процесс закрытия этих мощностей. Поэтому какого-либо активного процесса M&A в части металлургического бизнеса не предвидится», — считает аналитик Concorde Capital Роман Тополюк.
На этом фоне шансы ДЭМЗа обрести нового хозяина не очень высоки, несмотря на то что комбинат был построен не так давно и находится в хорошем техническом состоянии, к тому же имеет короткое транспортное плечо к портам. Большинство потенциальных инвесторов с украинской стороны по тем или иным причинам вряд ли заинтересуются этим активом, еще недавно казавшимся привлекательным. ДЭМЗ способен выплавлять более 1 млн. т стали, основная номенклатура комбината — квадратная заготовка, которая поставляется на экспортные рынки. Крупнейший украинский интегратор, группа «Метинвест» Рината Ахметова, заинтересована в покупке комбинатов полного цикла, чтобы обеспечить синергию со своими горнорудными и коксохимическими активами, а ДЭМЗ в качестве сырья потребляет стальной лом, который подопечные Рината Ахметова закупают на свободном рынке. Другой очевидный претендент — «Донецксталь», которая находится с ДЭМЗом на одной промплощадке, сейчас занята строительством собственного электрометаллургического предприятия. К тому же свои действия ей, по идее, нужно согласовывать с кредиторами, одолжившими группе Виктора Нусенкиса до кризиса порядка $800 млн.
Константин Жеваго, уже несколько лет пытающийся стать полноценным металлургическим бароном, сейчас занят преимущественно сохранением нынешних активов, а не приобретением новых. А Виктор Пинчук свое новое металлургическое детище уже практически вырастил и готовится запустить в эксплуатацию. Таким образом, единственным потенциальным покупателем представляется крупнейший украинский ломозаготовитель — компания «Евро Финанс ЛТД» бизнесмена иранского происхождения Али Омрана. По слухам, в начале года в число совладельцев группы якобы вошли видные представители енакиевского бизнеса, после чего она возобновила проект строительства меткомбината возле Белой Церкви на Киевщине. Однако после появления на горизонте ДЭМЗа «Евро Финанс» вполне может в очередной раз отложить строительство белоцерковского предприятия. Вопрос лишь в аппетитах нынешних хозяев ДЭМЗа и наличии капиталов у потенциального покупателя. Если версия относительно новых акционеров «Евро Финанса» верна, то у компании вряд ли возникнут проблемы с финансированием сделки. Куда большим вопросом может стать цена актива: донецкое предприятие обошлось россиянам в $537 млн., и они наверняка постараются вернуть максимум возможного. Однако в нынешних реалиях сумма сделки может оказаться ненамного больше половины этой суммы.