Иными словами, и после 100 дней с минуты торжественного закрытия Евро, на стадионе кипит работа по подготовке к нему. Кстати, руководство «Олимпийского» весьма ловко уходит от ответа касательно причин такой ситуации. Официальный ответ пресс-службы стадиона сводится к тому, что главным распорядителем бюджетных средств по программе является Нацагентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года и реализации инфраструктурных проектов. А значит, к нему и все вопросы. К слову, ведомство это еще не распушено. А сайт Информцентра Евро-2012, на котором размещались все официальные документы агентства, до сих пор доступен. Видимо — с прицелом на призрак Олимпиады в Карпатах.

ПОСТРОЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ — НЕУМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ

Если на примере с «Олимпийским» повышенные завышенные ожидания были оправданы, — здесь всегда полные трибуны и во время матча, и во время концертов мировых звезд, — то со стадионом, скажем, во Львове, ситуация сложнее. Зарабатывать после чемпионата «Арене Львов» просто не на чем. Местная футбольная команда «Карпаты» для тренировок по-прежнему выбирает львовский коммунальный стадион «Украина», которому платит символическую гривну в год. Да и матчи не радуют руководство «Арены»: на сайте стадиона приводятся слова его директора Алексея Жуковина, который констатирует, что при вместимости в 33 тыс. человек на матч «Говерла» — «Шахтер» 21 июля пришло чуть больше 5 тыс. болельщиков. А о концертах мировых звезд и говорить не приходится. Зато, на сайте стадиона уже красуется раздел «Олимпийская Надежда — 2022». А местные чиновники еще с весны обдумывают планы по освоению новых миллионов.

Аналогичная история и с Международным аэропортом «Борисполь». Влив в его реконструкцию 6,7 млрд грн, государство теперь намерено отдать объект в концессию крупной международной компании. Украинские же перевозчики не спешат осваивать обновленные «воздушные ворота» страны. К примеру, в новом терминале «D» отсутствует зона обслуживания транзитных рейсов — на ее достройку необходимо 1 млрд грн. На что у государства уже нет средств.

При подготовке заявления о конкурсе на определение концессионера, в Мининфраструктуры особо подчеркнули — кто бы не зашел в качестве инвестора, на него в первую очередь ляжет расширение терминала «D» через достройку трансферной зоны и терминальной части по обслуживанию внутренних рейсов.

ЗАТРАТЫ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ — ОШИБЛИСЬ В КОМПАНЬОНЕ?

Таким же, как и «Олимпийский», символом чемпионата стали корейские электропоезда Hyundai. Но в итоге, после миллиардной закупки, правительство решило отказаться от расширения парка «корейцев» в пользу отечественного Крюковского вагоностроительного завода. А последним гвоздем в крышку гроба азиатских поездов стал удачно подвернувшийся на прошлой неделе случай, когда поезд Крюковского предприятия обогнал хваленный Hyundai. Пресс-служба завода отреагировала в лучших традициях советской агитпропаганды: «На лицах пассажиров «Хюндая», приникших к стеклам в тот момент, когда поезд украинского производства непринужденно обгонял импортного собрата, можно было увидеть все чувства. От удивления до восхищения, от гордости за свою страну до обиды, что покупаем импортную технику в то время, когда имеем свою более высокого класса. Они снимали украинский чудо-поезд на видеокамеры и камеры мобильных телефонов, чтобы рассказать об увиденном».

ПЕРЕМЕНЫ — ВПЕРЕДИ

По-сути, Евро-2012 стало одним из самых дорогостоящих экспериментов по преобразованию страны за всю историю украинской независимости. И результаты этого эксперимента в том же финансовом плане сказались на кошельках единиц. С весны прошлого года в смете госпрограммы подготовки к Евро под строкой государственных средств стали приписывать, что теперь цифры в ней означают не только бюджетные деньги, но и привлеченные под госгарантии. В результате, нагрузка на госбюджет возросла почти на миллиард, а на местные бюджеты — на полтора миллиарда. Кроме этого, не представляется возможности подсчитать, какая доля «чисто» бюджетных средств является скрытым долгом — иными словами, привлечена путем размещения внутренних и внешних облигаций.

Тем не менее, не стоит оценивать прошедшее первенство исключительно с негативной стороны, для чего украинский чиновничий аппарат и при «оранжевых», и при «бело-голубых» предоставил огромное количество поводов. Все-таки для многих украинцев вечера в фан-зонах и на стадионах остались в памяти яркими и положительными воспоминаниями. И выкрикивая в те дни «Украина!», большинство просто воспользовалось возможностью дать самому себе небольшой повод для гордости за страну. Стране не хватало того кратковременного подъема патриотизма. Хотя бы для того, чтобы через 100 дней заметить разницу с вернувшейся на привычные обороты украинской обыденностью. Изменять страну еще предстоит.