Причиной бойкота ежегодной встречи представителей Всемирного банка и МВФ, на которой ожидается около 20 тыс. гостей, стало ухудшение японо-китайских отношений из-за территориальных споров за острова Сенкаку.
Стоит отметить, что конфликт оказывает серьезное влияние на экономические отношения двух стран. Некоторые китайские фирмы отказались от сотрудничества с японскими партнерами. Также Пекин принял решение усилить давление на Японию путем ужесточения контроля за импортом продукции.
В Токио уже заявляют о серьезном ущербе, но отказываться от своей принципиальной позиции местные политики не намерены.
Япония имеет территориальные конфликты с рядом своих соседей. Наряду с указанной проблемой с КНР Токио высказывает притязания на российские Южные Курилы, а также острова Лианкур, которые после Второй мировой войны находятся под управлением Южной Кореи.
Недавно премьер-министр Японии Есихико Нода заявил, что страна не намерена идти на компромисс в решении территориального вопроса с Китаем. Он подчеркнул, что, несмотря на все заявления и действия властей КНР, которые находят активную поддержку среди населения страны, в Токио не намерены отказываться от своих территорий.
Отношения между двумя крупными экономиками заметно ухудшились из-за этого территориального вопроса. Япония подтвердила свое намерение выкупить участки земли в Восточно-Китайском море у частного владельца, желая сделать их «мирным и стабильным» местом. Представитель японского правительств выразил надежду, что покупка островов не подорвет двусторонние отношения.
КНР настаивает на том, что острова Сенкаку (китайское название — Дяоюйдао) вошли в состав китайского государства в конце XIV в., однако контроль над ними был утрачен после подписания с Японией в 1895 г. Симоносекского мирного договора (китайское название — Договор Магуань).
После окончания Второй мировой войны Япония вынуждена была отказаться от данных территорий в пользу США. В свою очередь, Вашингтон в 70-х гг. XX века вернул Японии остров Окинава, отдав и находящийся поблизости Сенкаку. Этот факт до сих пор оспаривается Китаем.
Примечательно, что сам остров очень мал и непригоден для хозяйственного использования, однако его наличие в составе государства серьезно расширяет акваторию территориальных вод и исключительной экономической зоны.