На плановый ремонт цеха аммиака А-5 потрачено свыше 21 млн грн, а прежний инвестор Александр Ярославский израсходовал на модернизацию мощностей 250 млн. грн. Это позволит уже к 2013 г. на данном производстве получить показатели до 1700 т аммиака в сутки при значительной экономии ресурсов. Удельный расход газа в цехе А-5 составляет 1105 куб. м. на тонну аммиака против прежних 1250.
Уже в октябре на «Азоте» могут быть остановлены мощности меньшего агрегата аммиака и карбамида. Ремонт запланирован до ноября включительно. В результате мощности выпуска мочевины повысятся с 1110 т до 1600 т в сутки. Это серьезное достижение, так как в сумме «Азот» выйдет на мощности по производству карбамида 2600 т в сутки, или около 900 тыс. т в год. Примерно такими же мощностями располагает Одесский припортовый завод.
Пока в «Остхеме» не афишируют второй ремонт. Это выгодно будет сделать тогда, когда цены на карбамид упадут или не будут долго повышаться. Обычно на такие новости трейдеры реагируют повышением стоимости удобрения.
Не спешат с остановкой и на концерне «Стирол». Там также плановые ремонты намечены на конец октября. Председатель правления концерна Сергей Павлючук говорит, что ремонтов тоже будет два. Обновить планируют завод «Карбамид-2», а также объединенный завод по выпуску аммиака. Решение об остановке будет принято с ухудшением конъюнктуры.
«Подобные плановые ремонты мы легко можем отложить на один-два месяца, в случае если цены на карбамид и аммиак будут сильно расти. Мы оперативно примем решение о продолжении работы цехов, если это случится»,— говорит Сергей Павлючук.
Если два предприятия — «Стирол» и черкасский «Азот» — разгрузят выпуск удобрений, это создаст серьезный дефицит поставок из Украины. «Стирол» — сам по себе самый мощный завод в отрасли, а черкасский «Азот» занимал второе после ОПЗ место в зарубежных поставках мочевины в годы обострившегося кризиса — в 2009-2010 гг. Остановка на ремонт позволит владельцу предприятий, бизнесмену Дмитрию Фирташу, вести переговоры с покупателями по повышению цен на удобрения.
Как правило, азотные заводы останавливаются на ремонты летом, в период спада спроса, чтобы сократить вызванные этим фактом потери. Вероятно, нынешний временной сдвиг связан с прогнозами мировых аналитиков о приближающемся обострении кризиса в еврозоне.
В любом случае встретить сей неприглядный факт предприятиям будет легче, если на время падения спроса они займутся реконструкцией. Кризис — лучшее время для модернизации, считают эксперты.