Александр Сугоняко
 

Напомним, что НБУ в виде предупреждения перекрыл доступ к межбанковскому валютному рынку банкам, которые 5 сентября продавали доллары по высшему курсу. В этот день курс в кассах некоторых банков достигал 8,29 — 8,30 гривны за доллар. По данным СМИ, в пятерку «счастливчиков» вошли банк Креди Агриколь, Platinum Bank, банк «Национальные инвестиции», банк «Премиум» и Регион банк.

— Можно ли считать такие действия регулятора эффективными и справедливыми?

— Во-первых, я не хочу обсуждать этот неофициальный список, потому что реально сомневаюсь, что именно эти банки, которые вы назвали, выбросили основную массу гривны на валютный рынок. В этом есть большие сомнения. Во-вторых, эти банки, безусловно, виноваты, но опять-таки, я сомневаюсь, что именно они получили кредиты рефинансирования от Нацбанка под 7,4%.

Понимаете, все что происходило, это однозначно ошибка НБУ — не досмотрели, не думали, а может, это было сделано сознательно, чтобы дать возможность кому-то заработать на валюте. Фантазировать на счет этого можно долго. Но то, что Нацбанк допустил ошибку — это очевидно. Разве можно было почти в полтора раза увеличивать сумму корсчетов с 16 млрд до 26 грн? Да это даже больше, чем в полтора раза.

Это была ошибка, ведь они не могли не знать, что эти банки могут пойти только на валютный рынок, так как в другую сторону уйти у них не получится. По той простой причине, что банки вообще практически не кредитуют, по известным сложившимся причинам. Даже краткосрочные кредиты в июле упали, не говоря уже о долгосрочных. То есть, это просто ошибка Нацбанка, вот и все. А то, что они решили назвать кого-то виновными — это уже их проблемы. 

— У Нацбанка есть законное право перекрывать доступ банков к межбанку? На какие нормы опирался регулятор, принимая такое решение?

  — Я думаю, что таких норм нет. И считаю, что это явно превышение полномочий. Ну, что это такое, захотели — запретили. Ну, это нормально для такого типа управления. 

— Такие действия регулятора каким-то образом повлияют на другие банки? Станут ли они задумываться, что не стоит заниматься спекуляциями, создавая панику среди населения?

— Будут задумываться. Собственно, они уже давно задумались над этой ситуацией. С тех пор, когда начали выталкивать банки с Ассоциации украинских банков. Безусловно, это административное давление, которое публично проявилось. Но люди, и банкиры должны учитывать это. Но то, что это не уберет спекуляции — это очевидно. Спекулировать значит будут другим, кому разрешат зарабатывать на этом. 

 По словам источника в НБУ, почти все кредиты рефинансирования получили три госбанка, также участвовавших в спекулятивных сделках. Однако регулятор воздержался от санкций против этих банков, посчитавши, что вводить санкции против госбанков, которые работают как филиалы НБУ, было бы неразумно. Как вы это прокомментируете?

— Ну, это такое специфическое понимание справедливости. Если нужно, чтобы кто-то был крайний — мы найдем крайнего. Своих же не бьют.

Рубрику ведет Елена Куцая