«Обычно авиакомпании ограничиваются компенсацией стоимости билета. Я не помню, чтобы пассажиры внутренних рейсов обращались за какими-либо компенсациями в суд, стоимость самого билета не так уж велика», — говорит адвокат компании ЛББК Андрей Гук (представляет интересы авиакомпаний Austrian Airlines, Alitalia и British Airways в украинских судах).
Компенсация за задержку багажа останется неизменной — всего $50. Но за утерю багажа — резко возрастет, до уровня, принятого в странах, которые присоединились к Монреальской конвенции (применяется на международных рейсах). Теперь и на внутренних рейсах максимальная компенсация за утерянный багаж должна будет составлять порядка 1200 евро/$1800 на человека и не зависеть от веса и количества сумок. Сейчас на внутренних рейсах выплачиваются компенсации в размере, предусмотренном Варшавской конвенцией: стоимость одного килограмма утерянного или поврежденного багажа оценивается в $20 (или $400 за сумку с учетом того, что она не может весить больше 20 кг).
В новых правилах уделено внимание и комфорту пассажиров. В частности, появилась норма о минимальном расстоянии между креслами — 73,66 см в экономическом классе. Очень часто авиакомпании, чтобы вместить большее число людей, ставят кресла близко друг к другу, из-за чего колени пассажиров упираются в переднее кресло.
Однако Андрей Гук считает, что пассажиру будет достаточно сложно добиться выполнения подобной нормы: «Если аэропорт дал авиакомпании разрешение на выполнение полета, то это фактически означает, что она соответствует всем требованиям. Вину перевозчика в этом случае сложно доказать».
По мнению авиаперевозчиков, новые правила требуют доработки. «К примеру, там прописано, что если багаж потерян или поврежден в смешанных рейсах и не удается установить, по вине какой компании это произошло, то ответственность будут нести все авиакомпании, что совершали перевозку. Но разбирательство между компаниями, кто виноват и кто должен платить, может затянуться. Думаю, этот момент нужно четче прописать, — говорит руководитель пресс-службы МАУ Евгения Сацкая. — Сейчас, отвечает тот, кто совершал последнюю перевозку». «Если будут приняты новые правила, то у авиакомпаний будет меньше возможностей для маневров, но они к этому готовы», — полагает Андрей Гук.