Начало осени отмечено резкой девальвацией гривны. 4 сентября курс нацвалюты на межбанковском рынке снизился на 4,5 коп. — до 8,1750 UAH/USD. В финальной части торгов котировки составили 8,1780-8,1900 UAH/USD. Обменники в тот день продавали доллары в среднем по курсу 8,22 UAH/USD, а некоторые из них — вообще по 8,26 UAH/USD. Поддерживать национальную валюту на межбанке НБУ так и не вышел.
Недоглядели?!
Почему Нацбанк так поступил, понять не так уж и просто. Известно, что за несколько дней до этого регулятор провел тендер по предоставлению долгосрочных (до одного года) кредитов рефинансирования: трем банкам было предоставлено в общей сложности 3,825 млн грн под 7,5% годовых. Причем, по словам директора гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Елены Щербаковой, выделение длинных денег финучреждениям было «пробным шаром», согласованным с Международным валютным фондом, — до этого регулятор не проводил подобных конкурсов в этом году ни разу. Деньги предназначались на поддержание банковской ликвидности, но, судя по всему, были направлены на покупку и продажу инвалюты. И Нацбанк отчасти признал свою вину в произошедшем 4 сентября скачке доллара.
«Сегодня на начало дня объемы банковской ликвидности были достаточно высокими — 25 млрд грн, — сообщила 5 сентября Елена Щербакова. — Это связано с тем, что в прошлую пятницу НБУ провел тендер по поддержанию ликвидности банков».
Кстати, еще в середине лета банкиры сетовали на то, что НБУ предоставлял им только краткосрочное рефинансирование (максимум на три месяца). И те же самые финансисты говорили о том, что хотели бы заимствовать у Нацбанка дешевые ресурсы хотя бы на год, но были уверены в том, что он им откажет из-за опасения, что средства пойдут на скупку иностранной валюты. Так что если даже представители коммерческих банков предвидели спекуляции, то в НБУ тем более.
Наказание неотвратимо
Нацбанк так и не назвал те три банка, которым он выдал долгосрочное рефинансирование. По информации финансистов, крупнейшим получателем длинных денег стал государственный Ощадбанк. Кстати, именно это финучреждение 4 сентября ввело ограничение на продажу американской валюты: не более $1 тыс. в одни руки. И это притом что особого ажиотажа в его отделениях не наблюдалось. Хотя в отличие от многих других фининститутов, в тот день Ощадбанк продавал доллары по 8,11 UAH/USD. Стоит заметить, что 5 сентября курс продажи наличного доллара в некоторых банках доходил даже до 8,29 UAH/USD. Правда, регулятор поспешил заверить общественность в том, что причин для резкой девальвации нацвалюты не существует. И что всему виной ряд банков, которые избрали тактику подстрекательства и искусственного формирования негативных ожиданий.Оснований для девальвации гривны два: отрицательный платежный баланс и дефицит бюджета
«Нацбанк внимательно отследит ситуацию и проведет инспекционные проверки. Если выявим нарушения, то к таким банкам будут применены меры», — заявил еще один директор гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Александр Арсенюк. Как следовало из его слов, 4 сентября на межбанковском рынке некорректное поведение зачастую позволяли себе далеко не те фининституты, которые получили длинное рефинансирование.
Курс нацвалюты на межбанке 5 января укрепился до 8,1350-8,1450 UAH/USD. Причем именно благодаря Ощадбанку, который продавал доллары по 8,1400 UAH/USD. А регулятор в тот день опять же не вышел на межбанковский рынок. Одни банкиры считают, что таким образом НБУ дал заработать именно Ощадбанку. Хотя другие указывают на четверку банков с иностранными инвестициями, взвинтившими курс выше других. Дескать, они летом относительно дешево скупили валюту, а осенью окупили все затраты.
Это мы уже проходили
Как бы там ни было, но данная ситуация начинает напоминать осень 2008 года. Тогда нацвалюта тоже резко обвалилась, и НБУ не появлялся на межбанке, но выделял длинные дешевые ресурсы избранным крупным финучреждениям. Бывший президент Украины Виктор Ющенко обвинил те банки в том, что они направили рефинансирование НБУ не на покрытие ликвидности, а на спекулятивные операции на валютном рынке. В результате гривня обвалилась более чем в два раза, то есть с 4,2 UAH/USD до 10-11 UAH/USD. Опомнившись, регулятор издал постановление № 353, которым ужесточил правила проведения операций с валютой.
Согласно документу, банки должны были продавать наличную СКВ по курсу не выше официального и придерживаться 3%-ного валютного коридора между покупкой и продажей. Фининституты также не имели права менять курс в течение рабочего дня и обязаны в тот же день продать всю валюту. Но эта мера не очень помогла. Гривна все равно девальвировала в два раза, и Нацбанк не смог исправить положение. Правда, тогда регулятор почти не выходил на межбанк с интервенциями.
Сейчас НБУ уверяет, что не намерен отсиживаться, а будет активно присутствовать на валютном рынке. «Золотовалютные резервы превышают 30 млрд долларов — этого более чем достаточно для того, чтобы сбить возможный чрезмерный спрос на валюту», — сказал директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка Нацбанка Сергей Кораблин. Но пока регулятору не удалось вернуть гривню к отметке, на которой она находилась до 4 сентября, то есть до 8,11-8,12 UAH/USD. Сейчас курс продажи американской валюты составляет 8,16-8,17 UAH/USD. Хотя в Нацбанке успокаивают: мол, ситуация на валютном рынке находится под контролем и вписывается в объявленную регулятором политику стабильности курса нацвалюты при его умеренной гибкости. Советник главы НБУ Валерий Литвицкий напомнил журналистам о том, что сейчас курс гривни не фиксированный, а находится в управляемом плавании.Банки будут в дальнейшем провоцировать скачки курса валют на межбанковском рынке
Падение закономерно
Большинство экспертов не сомневаются в том, что доллар и далее будет расти, а гривня, соответственно, падать. Оснований для девальвации нацвалюты как минимум два: отрицательный платежный баланс и дефицит бюджета. Экономисты указывают на все эти вещи с начала года. По их мнению, Нацбанк искусственно сдерживает курс отечественного дензнака. Мол, гривня еще в начале года должна была стоить 8,1-8,15 UAH/USD, а не 8,00-8,01 UAH/USD.
«Против объективной реальности можно бороться лишь определенное время. Например, можно временно сдержать бурное течение реки, построив на ней плотину. Но рано или поздно эту плотину прорвет. При отрицательном платежном балансе курс гривны должен быть совсем другим. Думаю, после выборов он опустится до 9-10 UAH/USD», — считает начальник управления риск-менеджмента банка «Рыночные технологии» Александр Подолянко. По его мнению, властям не выгодна девальвация гривны до выборов. Тем не менее это произошло, что может указывать на то, что Нацбанк просто не в силах управлять ситуацией.
Скорее всего, и сами банки будут в дальнейшем провоцировать скачки курса валют на межбанковском рынке. И винить их в этом по большому счету нельзя. Дело в том, что финорганизации практически лишены возможности кредитовать, поскольку они остро нуждаются в длинных дешевых ресурсах. Эти деньги по идее им мог бы предоставить Нацбанк. Но он в этом году выделял только краткосрочное рефинансирование, причем в основном на две-три недели. Лишь немногие финучреждения могли рассчитывать на дешевые деньги сроком на три месяца. Правда, НБУ уверяет в том, что несмотря на ситуацию, сложившуюся на валютном рынке 4 сентября, он продолжит проводить тендеры по предоставлению долгосрочных кредитов рефинансирования. Но большинство участников рынка считают, что длинные дешевые деньги получат лишь немногие банки. Во всяком случае, как утверждают банкиры, пока условия предоставления рефинансирования вряд ли можно назвать прозрачными.