Украина пытается перенести излишек своих квот на продажу выбросов парниковых газов еще минимум на пять лет. Киев просит ООН разрешить ему торговать квотами даже после того, как действие Киотского протокола уже официально закончится. Для Украины это означает перспективу потерять главное преимущество, которое она получила, подписавшись под киотскими договоренностями. Возможность заработать на «торговле воздухом» в свое время подавалась в качестве главного аргумента в пользу ратификации протокола. В данный момент в нашем распоряжении остается неиспользованных квот на выброс около 2,3 млрд. тонн парниковых газов.
С момента подписания Киотский протокол предполагал два периода: первый, начавшийся 1 января 2008-го, закончится в декабре текущего года. Второй должен стартовать со следующего года. Однако окончательное решение будет приниматься на Катарском саммите в декабре. Пока же большинство развивающихся стран, в том числе и Украина, требуют позволить им продавать неиспользованные квоты и в посткиотском мире. Но произойдет это только при условии, что сама практика продажи квот будет продолжаться.
Объемный рынок
В прошлом году, по подсчетам ООН, в мире было выработано 30,8 млрд тонн углекислого газа и других вредных веществ. При этом переговоры по выработке нового международного договора пока не увенчались успехом. Уже три международных конференции заканчиваются либо провалом, либо подписанием необязательных коммюнике. По мнению экспертов, система торговли квотами, через которую в 2008-2012 годах уже прошло 450 млрд долларов, дает возможность скорее зарабатывать деньги, нежели модернизировать производства. «Система торговли квотами с самого начала не решала экологических проблем. Она только откладывала их на будущее и была слабым стимулом для развивающихся стран строить экологически чистые производства», — рассказал ведущий аналитик National Center for Policy Analysis Стерлинг Брунер. Но когда в 2013 году Киотский договор официально прекратит свое существование, то, по мнению аналитика, ситуация станет еще более запутанной, так как страны смогут самостоятельно зарабатывать деньги на экологии без особых усилий.
Украина в данный момент является одним из самых активных игроков на этом рынке. «За последние три года мы продали 47 млн. тонн углекислого и других парниковых газов и выручили за них 470 млн долларов, которые обязаны были направить на инвестиции в экологическую сферу», — говорит Кристина Рудницкая из Национального экологического центра. Хотя пока, по данным Фонда целевых экологических инвестиций, из 37 инвестпроектов большинство украинских проектов сконцентрированы в коммунальной сфере. Теперь же Киев хочет перенести непроданные излишки на будущее, надеясь, что спрос на международных рынках изменится. Только за последний год объем рынка торговли квотами сократился на 2 млрд долларов. С одной стороны, из-за европейского кризиса, с другой — из-за неопределенности в вопросе, что будет после Киотского протокола.
Аукционы и системы
Изначально в ООН предполагали, что вырученные деньги от продажи квот должны направляться на экологические проекты. «Но с этим сразу возникла проблема. Средняя стоимость сокращения тонны выбросов, например, в Австралии, была $20,2. Для этого надо было обновлять производство и платить экологический налог, а купить те же квоты у Чехии мы могли по $5 за тонну», — рассказывает Вильям Серрен, старший специалист министерства энергетики Австралии. Он также считает, что система таких аукционов с самого начала была непрозрачной. Все упиралось в компании, которые выступали посредниками на рынках торговли квотами и могли устанавливать свои цены для получения прибыли. «В Украине несколько компаний-посредников сильно влияют на распределение проектов по квотам. За 2011 год они заработали приблизительно 100 млн долларов», — считает эксперт Украинской экологической академии Виктор Небоков.
В том же ЕС, где стоимость одной тонны выбросов была самой дорогой — до 30 евро, занимались скупкой разрешений на выбросы в странах Восточной Европы и не думали модернизировать свое производство. В 2009 году, выступая в парламенте, британский премьер Гордон Браун заявил, что его страна довела затраты на покупку квот до 100 млн долларов, и большинство этих денег ушло в карманы посредников.
Украине сложно было продавать свои излишки, хотя их хватало. В ООН старались ограничивать такие спекуляции. При желании торговать квотами страна должна была завести национальный реестр и постоянно показывать, насколько она снизила свои выбросы. С 2009 по 2012 год Киев сумел продать 47 млн. единиц выбросов, в среднем по $10 за единицу. Хотя общий излишек квот составлял 2,7 млрд. единиц. «Не так-то просто продать квоты, это действие должно быть одобрено международными комиссиями, и деньги надо отдавать на экологические проекты», — рассказали в Национальном гидрометеорологическом институте.
В итоге в 2011 году наблюдательные органы при ООН решили исключить Украину из рынка торговли квотами, обвинив ее в составлении неполного отчета о выбросах за 1990-2009 годы. Тогда Украина, по словам специалистов ООН, решила немного завысить свои показатели, чтобы получить большие квоты. Из-за запрета на торговлю, который продлился до марта 2012 года, сорвался договор о продаже 460 млн. единиц выбросов между Украиной и Всемирным