Украина ввела утилизационный сбор в отношении российской автопродукции. Это решение касается импортируемых в страну легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники и закреплено постановлением правительства N843 «О некоторых вопросах заготовки и утилизации отходов, которые возникают по причине утраты транспортными средствами своих потребительских качеств», которое было опубликовано в среду, 12 сентября, пишет Коммерсант-Украина в статье «Украина ввязалась в сбор».
Украина ввела утилизационный сбор в отношении российской автопродукции.Если до сих пор Украина заявляла о намерении ввести такие ограничения в отношении всей импортной автопродукции, то теперь речь идет о санкциях исключительно в отношении российского автопрома. Источник, близкий к правительству, говорит, что Киев пытался найти компромисс с российской стороной, и этот вопрос поднимался во время визита в Украину председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко. Россия ввела аналогичный сбор с 1 сентября. «Создается впечатление, что текст документа готовился в последний момент, чем и объясняются многие недоработки», — отметил собеседник.
Ставки сбора в Украине оказались даже выше, чем в РФ. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 4,7-30,2 тыс. грн (0,59-3,78 тыс. долларов, для сравнения: в РФ — 0,59-3,46 тыс. долларов) в зависимости от объема двигателя, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — 19-110,2 тыс. грн (2,37-13,7 тыс. долларов, в РФ — 2,36-12,58 тыс. долларов). Если с момента выпуска автомобиля прошло более трех лет, ставка увеличивается в 6,2-6,4 раза, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — в 1,5-6,8 раз в зависимости от тоннажа.
Больше всего от введенных мер пострадает АвтоВАЗ — крупнейший поставщик российских автомобилей в Украину. По итогам 8 месяцев в Украине было продано 11,6 тыс. автомобилей АвтоВАЗа (данные AUTO-Consulting), что позволяет российской продукции занимать вторую позицию в рейтинге самых продаваемых машин в стране. Гендиректор «УкрАвтоВАЗа» Игорь Вознюк говорит, что цены на автомобили компании на украинском рынке сейчас и так достаточно высокие. «Дополнительный сбор сократит нашу долю на рынке, но мы будем просить у АвтоВАЗа снизить отпускные цены», — говорит он.
Больше всего от введенных мер пострадает АвтоВАЗ — крупнейший поставщик российских автомобилей в Украину.Долю компании могут отобрать украинские и китайские производители. Сейчас продукция АвтоВАЗа в Украине стартует по цене от 64 тыс. грн, тогда как, например, продукция ЗАЗа («ЗАЗ Sens») стартует с 59,9 тыс. грн. С учетом сбора с российских автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см. (львиная доля поставляемых в страну машин) в размере 7,37 тыс. грн их стоимость в сравнении с украинской продукцией увеличится еще на 19%.
Но даже если АвтоВАЗ уйдет с украинского рынка, это не возместит в должной мере потери украинских предприятий в связи с аналогичным сбором в РФ, добавляет Вознюк. По итогам I полугодия импорт автомобилей из РФ в Украину составил 19,5 тыс. ед. на сумму 167,8 млн долларов (автобусов — 328 ед. на сумму 7,9 млн долларов), отмечают в Госстате. Для сравнения: Украина за этот период экспортировала в РФ 13,9 тыс. автомобилей на сумму 108 млн долларов и 404 автобуса на сумму 18,4 млн долларов.
По мнению юристов, решения обеих стран ввести такой сбор нарушает нормы Всемирной торговой организации. «При этом если российское решение дискриминирует импорт по отношению к местным производителям, то украинское решение дискриминирует российский импорт как по отношению к украинской продукции, так и по отношению к импорту из третьих стран», — отмечает советник юрфирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская.
Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский соглашается, что действия Украины еще более противоречивы, так как теперь у РФ может возникнуть вопрос, почему этот сбор не платят другие импортеры. «С практической точки зрения введение подобных ответных мер Украиной является исключительным политическим прецедентом. Даже такие мощные игроки в ВТО, как США, ЕС или Китай, не позволяют себе настолько неприкрытые конфронтации в виде „зеркальных“ мер», — говорит юрист брюссельского офиса юрфирмы Salans Игоря Данилова.
Но если РФ подаст жалобу в ВТО, то ее будут скорее всего рассматривать 1-1,5 года, но это обращение не приведет к решению спора, так как в правилах Всемирной организации не прописаны штрафные санкции, а есть только пункты о решении спора ответными аналогичными мерами, говорит Олег Мальский.
Премьер Николай Азаров ранее заявил о намерении Украины ввести утилизационный сбор в ответ на действия России, которая взимает его с 1 сентября, чем фактически закрыла доступ украинским автомобилестроителям на свой рынок.