После вступления в ВТО России придется снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение 7 лет — до 15%. Правительству РФ необходимо было придумать, как компенсировать данные убытки, и решение не замедлило появиться: 31 августа Россия установила порядок взимания утилизационного сбора с автомобилей. Соответствующее постановление «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, а уже 1 сентября оно вступило в силу. Но главным нюансом служит то, что в утилизационном сборе не предусмотрены какие-либо исключения для транспортных средств, произведенных в Украине.
Согласно правилам утилизационный сбор взимается с новых и подержанных автомобилей всех категорий. Базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. руб. (4,9-11,2 тыс. грн), за грузовую — в зависимости от категории — от 150 до 400 тыс. руб. (37,2-99,3 тыс. грн). Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей составит 0,5, то есть величина сбора — 10 тыс. руб. (2,5 тыс. грн). Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л — 1, таким образом, утилизационного сбора насчитают 20 тыс. руб. (4,9 тыс. грн), а свыше 3,5 л — 3,5-3,6, или 70-72 тыс. руб. (17,4-17,9 тыс. грн). Утилизационный сбор должны будут платить импортеры и граждане, ввозящие иномарки на территорию РФ. Исключения определены только для российских автопроизводителей, которые обязаны будут предоставить Минпромторгу РФ гарантию безопасной утилизации автомобиля по окончании его срока службы. В документе отдельно прописаны правила условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Таможенного союза и имеют статус товаров Тамсоюза. Взимание утилизационного сбора будет осуществлять Федеральная таможенная служба.
Протекционистские меры России уже заслужили критику Евросоюза: комиссар ЕС по вопросам торговли Карел де Гухт считает, что все эти меры посылают «неверный сигнал». Он заявил: «Членство в ВТО означает, что страна является субъектом механизма урегулирования споров этой организации. Россия должна понимать, что Европа воспринимает этот механизм очень серьезно, и что мы не постесняемся настоять на соблюдении наших прав, если они будут нарушены». По его словам, Россия нарушает правила ВТО, оставляя свои рынки закрытыми для конкурентов.
Для украинских заводов такое нововведение со стороны России станет ощутимым ударом. На Россию приходится 90-95% всех экспортных поставок украинского автопрома. Более того, украинские автомобили в России представлены в низком ценовом сегменте, где спрос очень эластичный, а значит, потребитель будет остро реагировать на рост цен. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, всего за 2011 год Украина поставила в Россию 40 190 единиц автомобильной техники на общую сумму 344 млн долларов. В частности, это легковые автомобили ЗАЗ Chance (Lanos на украинском рынке), Sens, Chery Bonus (ЗАЗ Forza на украинском рынке), Богдан-2110, Богдан-2111, Богдан-2310, грузовики КрАЗ, автобусы БАЗ, Богдан. За первое же полугодие 2012 года поставки украинских автомобилей в РФ оцениваются в 142 млн долларов.
К чему же конкретно приведет введение утилизационного сбора Россией? По оценке премьер-министра Украины Николая Азарова, украинские легковые автомобили на российском рынке подорожают на 600-1000 долларов, а грузовые автомобили — на сумму до 20 тыс. долларов. С учетом того, что украинские легковые авто находятся в бюджетном секторе рынка, 1000 долларов для потенциального покупателя окажутся значительным подорожанием. По мнению AUTO-Consulting, в случае если украинским властям не удастся договориться об отмене дискриминационного принципа взимания утилизационного сбора в России, со временем украинские авто будут вытеснены с российского рынка. Правда, не все и не сразу, но объемы их продаж однозначно сократятся.
Стоит отметить, что такие объемы экспорта наблюдаются в стране на фоне снижения производства автотехники. Так, по данным Госстата, за 6 месяцев текущего года производство легковых автомобилей в Украине сократилось на 17%, до 37,5 тыс. Кременчугский автосборочный завод сократил выпуск авто вдвое до 1,5 тыс. ед., Запорожский автозавод произвел 20 тыс. автомобилей (-29,1%), корпорация «Богдан» — 7,54 тыс. (-21,1%). При этом доля украинской продукции за 4 месяца 2012 года на внутреннем рынке снизилась с 30% до 20%. Таким образом, если рынок России закроется для украинских автозаводов, им попросту негде будет реализовать свою продукцию. Вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Ефим Хазан заявляет, что после введения в России утилизационного сбора украинский автопром будет вынужден максимально переориентироваться на внутренний рынок. По его словам, быстро и широкомасштабно выйти на другие международные рынки Украине вряд ли удастся, так как они давно разделены между национальными и международными игроками.
Украинскому правительству понадобилась неделя на то, чтобы решиться на ответные меры. 6 сентября на сайте Министерства экологии и природных ресурсов Украины был опубликован проект постановления Кабинета министров «Некоторые вопросы заготовки и утилизации транспортных средств». Согласно постановлению предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, производящие или импортирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы и кузова для транспортных средств обязаны самостоятельно обеспечить их заготовку и утилизацию либо заключить договоры о выполнении работ по организации заготовки и утилизации. В то же время в документе не указывается ставка утилизационного сбора — минимальный размер платы за данные услуги Минэкологии совместно с Министерством экономического развития и торговли должно утвердить в течение двух недель.
Председатель парламентского подкомитета по внешнеэкономической политике Алексей Плотников не взялся назвать предположительный размер сбора; по его словам, это будет выстроенный эквивалент того, что вводится со стороны России. Но Азаров заявил, что в случае введения Украиной утилизационного сбора российские легковые автомобили на украинском рынке подорожают в среднем на 1000 долларов.
По данным AUTO-Consulting, Украина является главным экспортным рынком для российской автомобильной промышленности — только за прошлый год к нам поступило 47 688 автотранспортных средств на общую сумму 453 млн долларов. При этом Россия поставляет в Украину не только Lada, ГАЗы и УАЗы, но и иномарки Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Renault Logan Sandero, а также грузовики КамАЗ, УрАЛ, автобусы ПАЗ, ЛиАЗ. За 6 месяцев 2012 года объем поставок из России составил 211 млн долларов. То есть российский автопром должен «заметить» подорожание своей продукции на украинском рынке. С другой стороны, Украина импортирует автомобили не только из Российской Федерации: за полгода в страну было ввезено автомобилей на 3,14 млрд долларов. И введение утилизационного сбора на импортную продукцию может привести к встречным санкциям уже со стороны других государств: ЕС, Японии, Кореи, Узбекистана и Турции.
МЭРТ должен до 1 октября создать реестр автопроизводителей, которые обязуются обеспечить дальнейшее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате потери транспортными средствами и кузовов к ним своих потребительских свойств по заявкам производителей о принятии на себя указанных обязательств.
В Минэкологии заверяют, что проект постановления Кабмина не потребует дополнительных расходов из госбюджета, а также не содержит коррупционных рисков. Данный факт, конечно, не может не радовать, но важно другое — будет ли иметь такое решение со стороны Украины хоть какой-то результат, кроме мести России? А.Плотников признает, что утилизационный сбор никак не компенсирует убытки украинских предприятий, ведь направлен он против как отечественных производителей автомобилей, так и иностранных. «Это просто ответная мера, и здесь Украина пытается поступить так, как и должно поступать государство, интересы которого ущемлены», — сказал политик и добавил, что данная мера ни со стороны России, ни со стороны Украины не улучшает торговые режимы и не способствует оживлению торговли, в данном случае — автомобилями. Глава парламентского подкомитета по внешнеэкономической политике считает, что выход из ситуации заключается не в принятии ответных мер, а в попытках ведения переговоров и отмены этого сбора со стороны РФ.
Таким образом, Украина показала России, что тоже не «лыком шита» и может «стать в позу», если ей что-то не нравится. Но до определения ставки утилизационного сбора и введения его в действие еще есть время, которое, хочется верить, Кабмин потратит на то, чтобы договориться с Россией по-мирному.
12 сентября 2012, 11:42
Читати українською
Взаимная утилизация
Украина и Россия встретили осень очередной торговой войной. Сколько их уже было: газовая, сырная, трубная, теперь добавилась еще одна — автомобильная, вызванная введением Россией утилизационного сбора на импортные, в том числе украинские автомобили. Наши власти действуют в каждом случае одними и теми же методами: упрашивают, угрожают, критикуют. Российские, в свою очередь, ждут действительно заманчивых предложений от «младшего брата».
Читать комментарии (1)