Ирина Акимова
первый заместитель главы Администрации президента

В пояснительной записке к проекту Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно усовершенствования налогообложения при отчуждении транспортных средств, подписанной Ириной Акимовой, указывается, что сегодня из-за сложности купли-продажи и регистрации автомобилей подталкивает людей к оформлению продажи путем генеральной доверенности или передачи техпаспорта на автомобиль новому собственнику.

По мнению Акимовой, одним из препятствий в этом деле является необходимость определения оценочной стоимости автомобилей. Таким образом расходы на администрирование налога на доходы физлиц перекладываются с государства на налогоплательщика. Кроме того, покупатели должны платить сбор в пенсионный фонд в размере 3% от стоимости автомобиля. Для оплаты этого налога и сбора нужно провести платную оценку автомобиля в случае его продажи на вторичном рынке.

Поэтому Янукович предлагает ввести три изменения:

— изменить механизм определения стоимости транспортных средств для обложения налогом на доходы физлиц при продаже автомобиля;

— отменить необходимость уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при второй и последующей регистрациях автомобилей;

— уменьшить размер государственной пошлины за свидетельства договоров отчуждения транспортных средств.

Что платит продавец

В законопроекте указывается, что налог с продажи транспортных средств определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже среднерыночной цены или не ниже оценочной стоимости автомобиля, определенной согласно закону (на выбор налогоплательщика).

Среднерыночная цена автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется ежеквартально для каждой марки и модели с учетом года выпуска и пробега, на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств. Кабмин определяет центральный орган исполнительной власти, который будет определять среднерыночные цены автомобилей и публиковать их на своем сайте не позже 10-го дня месяца, следующего за кварталом.

При этом сохраняется исключение, по которому ставка налога составляет 1% при продаже автомобиля не чаще одного раза на протяжении отчетного налогового года.

Что платит покупатель

В законе «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» предлагается в статье 1, п. 7 указать, что пенсионный сбор платят только покупатели автомобилей, которые подлежат первой госрегистрации в Украине (кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов и унаследования автомобилей). Если автомобиль проходит первую регистрацию, то законопроектом предлагается привязать процент сбора в ПФ со стоимостью авто: 3% — если стоимость автомобиля не превышает 165 прожиточных минимумов для работоспособных лиц, 4% — если авто стоит 165-290 прожиточных минимумов и 5% — если авто стоит свыше 290 прожиточных минимумов.

По мнению Акимовой, принятие данного законопроекта создаст условия для реформирования правоотношений в сфере владения и пользования автомобилями в части введения автофиксации правонарушений правил дорожного движения.

Напомним, в феврале 2012 Кабмин утвердил новые правила регистрации автомобилей в ГАИ, согласно которым упразднено требование оценки авто (для уплаты 3% в Пенсионный фонд) дипломированными специалистами, отменен экспертный осмотр автомобиля.

В марте 2012 года президент поручил премьеру до июня этого года внести законопроект об отмене уплаты пенсионного сбора (3%) при продаже транспортных средств. Это требование прозвучало после того, как Кабмин подал законопроект относительно оплаты сбора в ПФ с покупки автомобилей. Дальнейшую логику власти понять трудно, так как 22 июня президент подписывает этот закон, который обязывает покупателей авто уплатить в ПФ 3% от стоимости транспортного средства.