Такие немецкие фирмы как, например, Schaeffler/Continental, Aldi, Boehringer Ingelheim, Rossmann объединяет то, что они относятся к семейному бизнесу. На сегодняшний день 51 из 100 крупнейших немецких компаний является собственностью отдельных семей. В 2011 году дела у таких предприятий шли лучше, в частности, их прибыль росла быстрее, чем у всех других фирм. Эти данные приводят исследователи из института IFF в Штутгарте.
В целом семейный бизнес в Германии весьма успешен. В 2011 году годовой оборот сотни крупнейших компаний Германии составил более 2 миллиардов евро, из которых порядка 915 миллиардов приходится на долю семейных предприятий.
«Семейный бизнес в Германии всегда был сильным, — утверждает профессор Марк Бинц (Mark Binz), председатель Cовета попечителей IFF и партнер адвокатской конторы из Штутгарта Binz&Partner. — Ни в одной другой экономически развитой стране мира в число крупнейших предприятий не входит так много семейных фирм».
2011 год был рекордным
Почти половина крупных семейных предприятий Германии в 2011 году увеличила свою выручку на двузначные величины. Для многих прошлый год был рекордным по уровню прибыли. Наилучшие показатели роста продемонстрировала сеть магазинов хозяйственных и косметических товаров Rossman и торговая компания Alfred Toepfer.
Примером динамичного развития также служит автомобильный концерн Volkswagen, который вполне справедливо называют семейной компанией. Контрольным пакетом акций Volkswagen владеют представители семей Пиех (Piech) и Порше (Porsche).
Выручка концерна в 2011 году увеличилась на 26 процентов и составила 159 миллиардов евро. В целом автомобильная индустрия принадлежит к числу тех отраслей, в которых семейные компании в последние годы продемонстрировали заметный рост и способность выживать во время кризиса.
За последний год сократилась выручка только у трех крупных семейных предприятий Германии: торговой сети «Метро» (Metro AG), держателя ее контрольного пакета Haniel (международная группа компаний, принадлежащая семье Ханиэль) и оптового поставщика фармацевтической продукции Phoenix Pharmahandel.
Многие семейные фирмы, напротив, значительно упрочили свои позиции. Примером может служить концерн Heraeus. В 2007 году компания получила 12 миллиардов евро выручки, а уже в 2011 году прибыль увеличилась до 26 миллиардов евро.
Семейные компании мыслят в масштабе поколений
За историями успеха семейных компаний стоят выдающиеся личности. По словам профессора Бинца, руководители таких предприятий мыслят в масштабе поколений, а не нескольких кварталов, что неизбежно влияет на долгосрочную стратегию фирмы.
«Управление в семейных фирмах также более эффективно благодаря высокой скорости принятия решений: здесь не нужно несколько раз перестраховываться или оправдываться за принятые решения, как это бывает в других крупных концернах», — считает профессор Бинц.
При этом владельцы семейных фирм лучше предвидят риски, нежели менеджеры, работающие на других предприятиях. «Это неудивительно, ведь речь идет о твоих собственных деньгах, которые будут потеряны в случае принятия неверного решения», — отмечает эксперт.
Нередко руководство семейной фирмы относится к своим сотрудникам, как к членам большой семьи, создавая атмосферу сплоченности и взаимного доверия. «Во время последнего кризиса многие семейные компании, осознавая свою социальную ответственность, отказывались от сокращения штатов, прибегая к более гибким мерам, таким, как перевод части сотрудников на неполный рабочий день», — рассказал профессор Бинц.
В центре внимания — клиенты
Согласно исследованию института IFF, семейные компании в большей степени ориентированы на клиента, нежели все другие, которые в первую очередь заботятся об интересах своих акционеров. Различны и годовые бонусы, которые получают члены правления.
Профессор Бинц приводит пример из опыта одной семейной компании: размер бонусов для руководства в сети магазинов оптики Fielmann зависит не только от оборотов и прибыли. Во время контрольных закупок оценивается также и степень удовлетворенности клиентов фирмы, которая напрямую влияет на размеры вознаграждений для менеджеров. Марк Бинц убежден, что сильная семейная фирма никогда не пускает дела на самотек.
В последнее время в Германии признаны банкротами также семейные компании Arcandor и Walter Bau AG, а также сеть галантерейных магазинов Schlecker. Однако даже к обанкротившимся предприятиям проявляют интерес, например, китайские инвесторы.