Анонсированный прямо в канун выборов «социальный» проект обещает украинцам возможность получения «бесплатной медицинской помощи в соответствии с европейскими стандартами». Если документ будет принят этой осенью, то уже с 2013 г. в стране начнется построение трехуровневой системы медицинского страхования. В нее войдут обязательные солидарная и накопительная, а также добровольная системы медстрахования.
В первые два уровня предполагается вовлечь практически все трудоспособное население: от граждан, работающих на условиях трудового договора, до частных предпринимателей и участников фермерских и кооперативных хозяйств. Третий же уровень — приобретение негосударственных страховок — останется делом добровольным.
Краеугольным камнем солидарной системы ОМС станет Фонд медицинского страхования. Из этого «денежного мешка» будут проводиться выплаты застрахованным в рамках программы обязательного медстрахования, ежегодно утверждаемой Кабмином. Граждане начнут получать минимальную страховую выплату на оплату медуслуг, включая экстренную медпомощь (в том числе при амбулаторно-поликлиническом и плановом стационарном лечении), плановое лечение, обеспечение предоперационного и послеоперационного периодов, проведение вакцинации, диагностику и т. д.
Фонд также полностью или частично будет компенсировать утраченный заработок при потере трудоспособности, выплачивать единоразовую помощь пострадавшим на производстве или членам их семей, пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца, начислять соцпомощь и пр.
Вторая часть «обязаловки» — накопительная система общеобязательного медстрахования — предусматривает создание Накопительного страхового фонда. Его задача — аккумулировать на своих счетах страховые взносы, которые впоследствии станут использовать для оплаты договоров пожизненного медицинского страхования (предусматривают выплаты при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста) или других выплат.
Функцию наполнения обоих фондов возложат на работодателей (предприятия, независимо от формы собственности и видов деятельности), объединения граждан, страхователей-физлиц. За нетрудоспособных украинцев страховку будет оплачивать государство. После создания Фонда медстрахования другие аналогичные структуры — Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве и Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности — ликвидируют.
«По сути законопроект вводит новый вид начислений на фонд заработной платы, за счет которых будет создан централизованный фонд. Оплата медуслуг в лечебных учреждениях, которая будет им осуществляться, практически заменит систему социального страхования, действующую сейчас в стране», — поясняет заместитель председателя правления НАСК «Оранта» Владимир Мушинский.
Ни одна из категорий страхователей не сможет претендовать на льготы либо отвертеться от уплаты страховых платежей. Взносы в фонды будут перечисляться одновременно с получением работодателями средств на оплату труда, либо платежи станут взимать с выручки предприятий от реализации товаров (услуг). Размер страховых взносов станет утверждать Верховная Рада с подачи Кабмина. Но расходы предприятий на страхование однозначно вырастут.
«Размер страховых взносов, скорее всего, будет больше, чем нынешние отчисления в Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве и Фонд социального страхования. Не исключено, что это спровоцирует увеличение количества зарплат „в конвертах“, — прогнозирует начальник отдела андеррайтинга и методологии Центра личных видов страхования СК „Allianz Украина“ Наталья Алексенко.
По задумке законодателей, внедрение в Украине обязательного медстрахования должно повысить качество работы отечественных медучреждений, объемы финансирования которых должны вырасти. Однако вопрос контроля качества и экспертизы работы клиник остался за рамками закона, так что страховщики опасаются, что дополнительные средства, которые теоретически должна получить отечественная медицина, „растворятся“, не доходя по назначению.
»В законопроекте нет конкретного содержания самой программы ОМС. Из-за этого невозможно понять систему управления финансовыми потоками. В итоге для потребителей возникает дополнительный риск: они не смогут быть уверены, что задекларированный объем медицинских услуг им окажут", — подчеркивает заместитель генерального директора СК «Нефтегазстрах» Наталия Придачук.
К тому же финансисты не исключают, что после принятия закона украинцам все равно придется доплачивать за любые медуслуги, которые не покроются страхованием. «Безоплатность оказания медпомощи будет распространяться только на утвержденный минимальный перечень услуг. Это означает, что оказание других услуг станет осуществляться на платной основе», — допускает Наталья Алексенко.
Внедрение обязательного медстрахования в следующем году страховщики считают невыполнимой задачей. Чтобы система была эффективной, нужно провести огромную предварительную работу: реорганизовать медучреждения, разработать и утвердить стандарты медуслуг, создать единый перечень цен и тарифов, прописать ответственность врачей, права медицинских работников и пациентов и т. д. По разным оценкам, на это потребуется не менее двух лет.
Вечные схемы
Громкий скандал, связанный работой Тендерной палаты Украины, разгорелся в 2007 г.: Инна Богословская обвинила первого вице-президента ТПУ Антона Яценко в использовании коррупционных схем для получения незаконной прибыли в больших размерах. Ни одна государственная закупка тогда не могла быть совершена без «консультационных услуг» его организации, и ее ежемесячный доход оценивали в 300 млн грн.
О неофициальных же заработках г-на Яценко и Тендерной палаты слагались настоящие легенды: по одним слухам, средний размер «благодарности» компаний, выигрывавших тендеры и получавших крупные госзаказы, составлял 10-15% суммы, по другим — все 20-25%. Упразднили ТПУ лишь в марте 2008 г.