Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова:
«Оценивать 2010 год довольно сложно, поскольку он следовал за кризисным 2009-м, и даже относительный успех мог рассматриваться как позитив. Можно сказать, что 2011 год был годом восстановления экономики, но 2012 год демонстрирует крайне негативные тенденции.
Если первое полугодие было относительно успешным (по словам премьера, рост экономики составил 2-2,5%) то за 7 месяцев рост, к примеру, в промышленности составил всего 0,2%. Наблюдается падение в строительстве, аграрном секторе, в транспортных перевозках.
Инфляция сейчас низкая, но сейчас никто в мире с ней не борется — наоборот, страны пытаются улучшить показатели роста. В условиях сужения рынков, снижения кредитования и т.д. уменьшение инфляции — это естественный процесс. Было бы совсем плохо, если в таких условиях у нас была бы еще и инфляция.
Золотовалютные резервы Украины с весны быстро сокращаются, в том числе потому, что доверие населения к гривне не является абсолютным. Наблюдается ухудшение платежного баланса — отрицательное сальдо увеличилось примерно на 30%, до $7 млрд.
Нельзя сказать, что не было позитивных моментов. Гривна относительно устойчива, а резервы еще не полностью растрачены. Международные инвесторы пока не сбросили нас со счетов, что подтверждает размещение в июле евробондов на $2 млрд. Но мне трудно сказать, какие же решения, содействующие и помогающие бизнесу, были приняты за последние годы.
Для улучшения ситуации нужно установить четкие и однозначные правила игры для бизнеса. Хороший или плохой Налоговый кодекс, хороший или плохой бизнес-климат — сейчас не имеет значения. Важно, чтобы бизнес хотя бы один год поработал без того, что его постоянно трясут, постоянно что-то меняют. Чтобы бизнес почувствовал себя защищенным».
Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера:
«Сегодня четко прослеживается позитивный тренд уменьшения дефицита госбюджета — с порядка 10% ВВП в 2009 году до 6,5% в 2010 и до 4.5% в прошлом. Государственный долг увеличивается в абсолютном выражении, но в относительном — снижается: с 40% до 36-37% ВВП за год.
Позитивным моментом является и снижение инфляции — в прошлом году она упала до рекордно низких показателей за всю новейшую историю Украины. Еще одно достижение политики правительства в прошлому году — рост прямых иностранных инвестиций до $6 млрд. При этом сама власть понимает, что качество инвестиционного климата в Украине далеко от оптимального.
Среди минусов я бы отметил не вполне адекватную политику Нацбанка. В частности, НБУ не перешел к реальному таргетированию инфляции, а занимался поддержанием курса. Хотя необходимо было задействовать монетарные механизмы для стимулирования экономики. Как результат — дефляция за последние несколько месяцев, что свидетельствует о некотором охлаждении экономики.
Серьезной проблемой остается банковский сектор, который во многом зависит от экономической ситуации в Европе. Понятно, что европейские банки вряд ли будут сейчас поддерживать свои украинские „дочки“. А значит нужны дополнительные деньги на рекапитализацию, и это проблема. С другой стороны, до сих пор не решена проблема токсичных активов — по оценкам Fitch, их доля в украинском банковском секторе превышает 40%.
Большой проблемой для экономики остается теневой сектор, но это проблема не сегодняшнего дня. По различным оценкам, доля теневого сектора колеблется от 18% до 50%. Для того, чтобы вывести бизнес из „тени“, необходимо улучшать бизнес-климат и проводить структурные реформы.
Еще одна болевая точка экономики — накопленные с 2006 по 2008 годы частные долги, сегодня суммарный объем долгов частного и государственного секторов превышает отметку в $120 млрд. Большинство долгов частного сектора нуждается в постоянном рефинансировании. Уменьшение объемов рефинансирования украинских долгов европейскими банками (по причине плохой ситуации в Евро Зоне) означает дополнительное давление на гривну, а это — отток валюты из страны.
Тем не менее, я думаю, что до конца года экономика Украины все-таки покажет рост в 2%-2,5% и сможет получить в этом году порядка $4 млрд долларов инвестиций. Уровень инфляции составит от 6% до 7%, хотя сейчас наблюдается дефляция. Я думаю, что основными причинами ускорения темпов инфляции будет так называемое импортирование инфляции на продукты питания с мирового рынка. Плохой урожай в мире при хорошем урожае в Украине будет означать увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию внутри страны. И я не исключаю, что при условии запуска программ защиты наиболее уязвимых слоев населения (то о чем так часто говорит премьер Азаров) правительство будет вынуждено откорректировать тарифы на газ.
Я думаю, что Украина имеет неплохие перспективы для своего развития, учитывая колоссальный потенциал в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, аэрокосмических технологий. В этих отраслях у нас есть конкурентные преимущества, и правительство это осознает».
Яна Лаврик, экономист отдела инвестиционного консалтинга «Альтана Капитал»:
«Позитивные изменения за последние два года были вызваны либо общим улучшением мировой экономики (наращивание производства в отраслях, работающих на экспорт), либо изменениями в отдельных отраслях, в первую очередь, в энергетике. Высокий износ мощностей мог стать реальной угрозой для энергообеспечения страны. В результате более эффективной тарифной политики и проведению приватизации, энергкомпании получили средства на модернизацию и реконструкцию.
Зачатки реформирования наблюдаются в угольной отрасли. Так, были повышенны установленные вручную цены на угли энергетических марок. Позитивным шагом стало привлечение частного капитала в виде приватизации, аренды и концессии.
Главные негативные изменения в экономике Украины за последние два года связаны с ухудшением инвестклимата и выводом капитала. Структура иностранных инвестиций заметно изменилась — более 26% поступает в Украину с Кипра, что означает офшорные схемы. Для сравнения, в начале 2007 года на долю Германии приходилось более 25% инвестиций, а на Кипр — лишь 14%.
Критическая ситуация сложилась на фондовом рынке Украины, на протяжении второй половины 2011 года произошел колоссальный отток средств. Средний объем торгов акциями на УБ в первой половине 2012 года составил 48 млн грн, тогда как в прошлом году — 190 млн грн. Отсутствие ликвидности привело к падению котировок акций украинских предприятий.
Вывести экономику Украины на принципиально новый уровень невозможно без кардинальных реформ — дерегулирования, создания свободной конкуренции, реформы судебной системы, жесткой борьбы с коррупцией и либерализацией налоговой системы. Реформирование является процессом длительным, сложным и болезненным для населения, а именно поэтому требует политической воли.
Александр Куксин, руководитель проектов консалтинговой компании Kreston GCG:
«О состоянии экономики говорит статистика. За последние два года индекс инфляции в Украине снизился с 9,1% (2010 год) до 4,6% (2011), а за первое полугодие 2012 года инфляция составила всего 0,1%.
С начала года подешевели продукты питания и безалкогольные напитки (на 1%), яйца (на 44%), сахар, молоко, рис (на 10-11%) сливочное и подсолнечное масло, зерновые, сыры, овощи, сало (на 2-5%).
В Украине растут цены на фрукты (на 15%), мясо и рыбу, мучные изделия и макароны (на 1-3%), алкоголь (на 3%), сигареты (на 5%), а также цены на жилье, воду, электроэнергию, газ (на 1%), здравоохранение (на 2%), транспорт (на 4%), услуги гостиниц и ресторанов (на 1-2%).
ВВП за первое полугодие вырос почти на 2%, что меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Экспорт в первом полугодии составил $28,20 млрд, импорт — $33,92 млрд (прирост на 6% и 7% соответственно). Отрицательное торговое сальдо по итогам 2011 года составляет $12,76 млрд, и продолжает уменьшаться.
Золотовалютные резервы Украины также уменьшаются — с $34 млрд в 2010 году до $30,79 млрд на 1 августа 2012. Курс гривни к доллару (как официальный, так и банковский) последние два года не покидает коридора 7,9-8,1. Что касается курса гривня-евро, два года назад он немногим отличался от сегодняшнего — 9,96-10,15. Пара гривня-рубль два года назад также была на сегодняшней отметке — 0,24-0,25 грн за рубль".
Андрей Попов, директор по развитию Kreston GCG:
«Главные позитивные тенденции развития экономике за последние два года — относительная стабильность политической системы и валютного курса. Более уместно говорить именно о тенденциях, а не о сдвигах, поскольку рост ВВП крайне незначителен и структурных сдвигов в экономике пока не наблюдается.
Среди негативных тенденций следует отметить рост внешнего долга (особенно за 2011 год — со $117,3 до 126,2 млрд), впрочем, в 2012 году его рост практически остановлен. Произошло увеличение отрицательного сальдо внешней торговли. Ситуация усугубляется неизменными девальвационными ожиданиями (повторение 2008 года прогнозировали и в 2010, и в 2011, и в нынешнем году), а также низкой кредитной активностью банков в связи с боязнью новых проблемных займов.
Основные проблемы экономики сегодня — это, прежде всего, отсутствие серьезных позитивных сдвигов и отрицательный торговый баланс на фоне снижения притока иностранных инвестиций, значительного внешнего долга (76,6% ВВП на 01.01.2012), общей изношенности инфраструктуры, высокого уровня коррупции и чрезмерной тенезации экономики (по данным Кабмина — 34% от объема официального ВВП).
Рецепты оздоровления экономики Украины „путешествуют“ из одной предвыборной программы в другую. Залог успеха — в улучшении инвестклимата через защиту прав собственности, создание прозрачных, справедливых и равноправных условий для ведения бизнеса в стране, развитие внутреннего рынка.
Эффективное развитие рыночной экономики неотделимо от уровня развития демократии. Прежде всего, наличия конструктивной оппозиции и свободных и влиятельных СМИ».