Таможенные органы «достаточно активно» пользуются правом осуществлять пост-аудит-контроль, отметил в комментариях сопредседатель Комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине Игорь Даньков. Подобные оценки звучат и от других представителей бизнеса. Но среди опрошенных специалистов никто (в т.ч. анонимно) не жаловался, что эти проверки приобрели тотальный характер.
Напомним, что пост-аудит был едва ли не самой большой «страшилкой» нового Таможенного кодекса, который вступил в действие с 1 июня. Документ закрепил за таможней право в течение трех лет проверять субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) после таможенного оформления товаров, т.е. уже внутри страны. До вступления в силу нового Таможенного кодекса таможенники имели ограниченное право проводить такие проверки.
Усиление пост-аудитных возможностей ГТСУ законодатели обосновывали необходимостью предотвратить возможные злоупотребления предпринимателей (занижение таможенной стоимости и т.д.) в условиях более мягкого режима таможенного контроля, который установил Таможенный кодекс (из-за сокращения временных лимитов растаможивания товаров, уменьшение количества необходимых документов и т.п.). При этом многие опасались, что таможенники будут использовать расширенные полномочия как инструмент давления на бизнес.
По словам старшего консультанта отдела налоговых и юридических услуг «PwC Украина» (Pricewaterhouse Coopers) Роберта Зелди, Таможенный кодекс внес большую ясность в систему пост-аудита, сделав практически невозможным затягивание проверок. «Кодекс ограничил продолжительность выездных проверок до 30 дней и обязал ГТСУ за 10 дней предупредить о проведении проверки», — уточняет эксперт.
Как сообщили в ГТСУ, за 7 месяцев 2012-го таможенники провели 690 документальных проверок. Учитывая среднемесячное количество активных субъектов ВЭД (10-12 тысяч), получается, что только каждое 15-17-е предприятие столкнулось с пост-аудитом. По результатам проверок налогоплательщикам были направлены налоговые уведомления-решения на 532,5 млн грн. Из них уже поступило в госбюджет 84,8 млн грн.
Пока таможня не обнародовала данные, сколько всего средств она направила в госказну за 7 месяцев. Но учитывая динамику I полугодия, сумма может составить порядка 70 млрд грн. А значит доля уже осуществленных пост-аудитных платежей в этом объеме — около 0,12%, совокупных же доначислений — 0,7%. Для сравнения: в развитых, более «либеральных» странах пост-аудит обеспечивает обычно свыше 30% всех таможенных поступлений.
По данным Данькова, большинство проверок ГТСУ заканчивается доначислением налоговых обязательств и применением штрафных санкций. При этом эксперт отмечает, что пост-аудитные выводы можно обжаловать как в самой таможне, так и в суде. Более эффективным способом, несмотря на длительность процедур, эксперт считает последний вариант.
«На сегодня судебная практика может быть охарактеризована как паритетное отношение судебных инстанций и таможне и к субъектам хозяйствования», — дополняют в фармацевтической ассоциации «ФармУкраина».
В ГТСУ же уточняют, что налогоплательщики активно используют право на обжалование доначисленных таможенных платежей как в административном, так судебном порядке.
Как рассказывает Зелди, обычно налоги доначисляются из-за недекларирования дополнительных затрат импортера при заявлении таможенной стоимости товаров (выплата роялти, расходы на транспорт, страхование и т.д.), неправильного определения кодов товара и т.д. «Новый Таможенный кодекс существенно расширил права предприятий на самостоятельное исправление ошибок. Так, стало возможным вносить изменения в таможенную декларацию после завершения таможенного оформления, в т.ч. при обнаружении незадекларированных товаров, корректировать составляющую роялти в таможенной стоимости без применения штрафов в течение 180 дней со дня таможенного оформления. Своевременная самопроверка может спасти предприятие от доначисления налогов и штрафных санкций на миллионы, а иногда — и десятки или сотни миллионов гривен», рассказывает эксперт.
Сравнивая пост-аудит до вступления Таможенного кодекса в действие и после этого, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что принципиально ничего в проверках не изменилось.
«Абсолютное большинство официальных отечественных автоимпортеров — дочерние структуры крупных иностранных автоконцернов. Они работают исключительно по закону. Поэтому к ним у таможенников не возникало ранее вопросов, не возникает и сейчас. В ходе проверок не было никаких доначислений налогов. Неизвестно мне ничего и о каком-то давлении со стороны сотрудников таможни», — говорит он.
Определенные предостережения относительно пост-аудита «і» озвучили в «ФармУкраина». В ассоциации отмечают, что таможенники, пропустив товар на территорию Украины, могут впоследствии изменить его классификацию, что сопровождается доначислением налогов. Хотя и здесь констатируют, что ГТСУ «четко придерживается алгоритма проведения пост-аудита, который установлен действующими нормативно-правовыми актами».
В посольстве одной из восточноевропейских стран на условиях анонимности рассказали «і», что жалоб от представителей «родного» бизнеса касательно пост-аудита к дипломатам пока не поступало. «Это может означать несколько вещей. Первая — пост-аудит еще не затронул наши предприятия, которые работают в Украине. Второе — если проверки и были, претензий не возникало — ни у таможенников к бизнесу, ни у бизнеса к таможенникам. Третье — если нюансы были, вопрос улаживались в обход посольства — через прямой контакт между материнскими структурами предприятий и ГТСУ», — отмечает дипломат.
При поддержке посольства Южной Кореи получили анонимные комментарии от крупной корейской корпорации, работающей в Украине. Там сообщили, что с пост-аудитом пока не сталкивались. Но выразили предостережение относительно продолжительности периода (3 года, как предусмотрено в законе), в течение которого он может быть проведен, и вероятной зависимости от субъективного фактора. «Это большой риск для компании», — считают корейцы.
Пока что таможенники проверяют преимущественно импортеров и экспортеров. При этом к предприятиям, которые привлекались к операциям по перемещению товаров через границу (например, транспортные предприятия, таможенные лицензионные склады, страховые компании и т.д.) или реализации товаров могут проводиться встречные сверки.
«Сейчас таможенные органы активно пытаются получить право проверять любые предприятия, которые имеют дело с импортными товарами, например, предприятия розничной торговли», — рассказывает Даньков.
Директор экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз сомневается в логичности таких нововведений. «Конечный продавец далеко не всегда может знать все тонкости того, как товар попал на таможенную территорию Украины. Вряд ли справедливо, чтобы он нес ответственность вместо кого-то. Не думаю, что таким образом удастся эффективно бороться с «серым» импортом и контрабандой», — считает специалист. В свою очередь, Зелди обращает внимание, что пока ГТСУ сталкивается с техническими трудностями, а именно, каким образом осуществить идентификацию импортного товара у конечного продавца, не проверив всю цепочку поставщиков.
Для решения этой проблемы ГТСУ инициировала внесение изменений в законодательство, которыми предлагается предусмотреть обязательную маркировку, в частности, отдельных групп потребительских импортных товаров специальными контрольными идентификационными знаками — марками со штрих-кодом, которые будут содержать информацию о товаре, импортере, производителе, уплаченных налогах.
По словам импортеров, в начале текущего года таможня предупредила, что с апреля начнутся масштабные пост-аудитные проверки субъектов ВЭД. ГТСУ предложила бизнесу самому доплатить налоги, где есть в этом потребность, с минимальными штрафами. Ведь если их найдут представители ГТСУ — обещали сделать взыскание значительно больше.
«Кто не прислушался, то пожалел. Слышал о таких компаниях, которых после самопроверок и довольно незначительных налоговых доплат таможенники особо не трогали, — рассказывает анонимно «і» представитель транснациональной корпорации западного происхождения. — Очевидно, что в ГТСУ с началом 2012-го что-то изменилось, потому что раньше подобных сигналов я не помню. Тональность посылов не «классическая» для таможни. Возможно, ключевые решения в структуре стали приниматься другими людьми», — резюмирует наш собеседник.