Среди мер, которые следует принять кризисным странам юга еврозоны в целях сокращения государственных расходов, немецкие политики то и дело называют повышение пенсионного возраста. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) как-то даже напрямую упрекнула греков в том, что они, дескать, слишком рано уходят на заслуженный отдых.
В пример приводится сама Германия, где до 2011 года пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин составлял 65 лет, а с текущего — согласно принятому пять лет назад решению — начал поэтапно увеличиваться, cтаким расчетом, что в 2029 году немцы смогут выходить на пенсию только по достижении 67 лет. Но это в теории. На практике в среднем в Германии начинают получать пенсию даже несколько раньше, чем в Греции. Парадокс?
Немецкие парадоксы
По действующим в ФРГ законам уйти на заслуженный отдых можно и досрочно: по достижении 63-летнего возраста, при наличии достаточного трудового стажа и при условии выплаты всех отчислений (в минимально положенное время) в пенсионный фонд. Правда, при этом до конца жизни придется мириться с сокращенным размером пенсии. За каждый недоработанный до официального пенсионного возраста месяц вычитаются 0,3 процента, то есть 3,6 процента в год.
Немцы, однако, на такие жертвы идут все более охотно. Из 674 тысяч вышедших на пенсию в прошлом году почти половина (48 процентов) не доработали до 65 лет и получают сокращенные — в среднем на 113 евро в месяц — выплаты из государственного пенсионного фонда. В 2000 году таковых было только 14,5 процента.
Причины разные. Немецкие социологи указывают, например, на растущую продолжительность жизни в Германии и хорошее самочувствие стариков. «Преобладающую часть периода старения мы остаемся здоровыми», — указывает директор института демографических исследований имени Макса Планка в Ростоке Джеймс Вопель (James Vaupel). Это относится не только к большинству 70-летних немцев, но и ко многим 80-летним.
«Теперь не так, как раньше: работаешь, уходишь на пенсию, а скоро пора и на кладбище, — вторит ему руководитель гамбургского Фонда по изучению проблем будущего (BAT-Stiftung) профессор Ульрих Райнхардт (Ulrich Reinhardt). — Продолжительность жизни увеличилась, люди знают, что после окончания трудовой деятельности у них будут еще лет 20 свободной жизни. И этим временем хочется по максимуму насладиться».
Бедные и богатые работают дольше
Немцы торопятся на пенсию, чтобы вволю заняться любимым хобби, путешествовать, общаться с друзьями, больше внимания уделять семье, выучить, например, какой-нибудь иностранный язык, на что раньше никогда не хватало времени. «Материальная сторона дела при этом отходит на второй план», — констатирует профессор Райнхардт.
Есть, однако, два исключения. Не уходят на раннюю пенсию те (как правило, это высокооплачиваемые сотрудники), для кого работа — это любимое дело, своего рода хобби. А на противоположном краю социальной шкалы — работники из низкооплачиваемой сферы. У них каждый цент на счету и о вычетах из пенсии не может быть и речи.
Впрочем, и из этого правила есть многочисленные исключения. Журнал Sternрассказал типичную для Германии историю пожилой продавщицы Ютты Эрксен (Jutta Erksen) из маленького городка в Шлезвиг-Гольштейне. Когда ей пошел седьмой десяток, продавщицу с 20-летним стажем с ее же согласия уволили, выплатив изрядные отступные.
Для торговой фирмы это было выгодно, поскольку пожилой опытный работник обходится дороже, чем новичок. Какое-то время Ютта Эрксен числилась безработной и получала приличное пособие в слаборазвитом регионе, где ее не могли заново трудоустроить из-за отсутствия подходящих рабочих мест, а затем перешла в категорию пенсионеров.
Фирменные пенсии
Кроме таких полулегальных методов выхода на раннюю пенсию с минимальными потерями есть и многие другие, закрепленные в тарифных соглашениях, которые заключают работодатели с профсоюзами на предприятиях.
В таких соглашениях, как правило, фиксируются условия выплаты дополнительной, так называемой производственной пенсии, а также различные модели компенсации вычетов из государственной пенсии, если работник уходит на заслуженный отдых раньше положенного по закону срока. Некоторые фирмы делают взносы за своих работников и в частные пенсионные страховки.
Сравнительно новая модель — накопительные счета рабочего времени. На такие счета заносятся неоплаченные сверхурочные, которые можно отгулять, получая полную зарплату, в период, предшествующий выходу пенсию, в том числе и раньше срока.
А еще существует инструмент предварительной пенсии, который некоторые фирмы используют в целях сокращения штатного расписания. Например, в ряде случаев сотрудникам, которым уже исполнилось 55 лет, предлагают отправиться на покой и гарантируют им при этом выплату 73 процентов прежней зарплаты вплоть до достижения ими пенсионного возраста.
В случае нетрудоспособности
На предприятиях с вредным или опасным производством в тарифные соглашения часто включаются пункты о выплате дополнительно к государственной производственной пенсии по частичной или полной нетрудоспособности. Хозяева таких предприятий идут на это по доброй воле, поскольку, как пояснили корреспонденту DW в министерстве по труду и соцобеспечению, заинтересованы в том, чтобы рабочие трудились «не щадя живота своего», а не баклуши били, оберегая собственное здоровье.
Но и государственную пенсию в таких случаях в Германии выплачивают весьма щедро. Чиновник министерства привел такой пример: если, скажем, 40-летний работник по каким-то причинам оказывается нетрудоспособным, то пенсию ему выплачивают такую, как если бы он проработал до 60 лет и все это время исправно делал взносы в пенсионный фонд.