Так, автомобильная компания Ford Motor (США) уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьей Форд.
Сегодня пост председателя совета директоров Ford Motor занимает правнук основателя компании Генри Форда — 55-летний Вильям Клей Форд-младший, который начинал свою карьеру в компании отца на посту рядового разработчика и менеджера по персоналу среднего звена.
Пацифист, любитель хоккея, регби, тэквандо и игры на гитаре. Его состояние оценивается в $2,5 млрд, но большую часть своей зарплаты (в год более $5 млн) он тратит на благотворительность.
Клей Форд-младший является ярым защитником окружающей среды, а посему не жалеет средств на разработку доступных рядовому американцу электромобилей. Всегда, даже во времена кризиса американского автопрома, он выступал за сохранение рабочих мест. Честно говоря, в 2002 годы, когда стоимость акций концерна упала на 60%, несколько заводов Ford были закрыты. Но Клей оставил на прежнем уровне пенсионные выплаты своим сотрудникам и не стал уменьшать зарплаты на оставшихся предприятиях.
Также Клея считают героем. В 1999 году он рвался тушить пожар на Ford Rouge Powerhouse после взрыва, в результате которого погибли несколько человек. Он побежал на место трагедии из соседнего здания штаб-квартиры Ford, хотя его советник и заметил: «Генералы не выходят на линию фронта». На что Форд заявил: «Тогда поставите в честь меня памятник». Форд имеет четырех детей.
Деньги на курцах
Львиная доля прибыли от продажи сигарет марок Marlboro, L&M, Bond Street, Parliament, Philip Morris, Chesterfield, Next, Morven Gold, Muratti, «Оптима», и др. достается десяти держателям крупных пакетов акций американской табачной компании Philip Morris International — крупнейшей табачной компании в мире. Среди этих акционеров — самый богатый человек в мире, по версии Forbes, мексиканец Карлос Слим ($69 млрд), заработавший свой капитал главным образом на коммуникациях. При этом десятки миллионов, заработанных в том числе и на сигаретах, Слим тратит на медицинские проекты в Мексике.
Дивиденды с курения получает также бывший председатель Совета Союза банка Швейцарии и директор Американской торговой палаты в Швейцарии Матис Кабиаллаветта, бывший редактор The Economist и член парламента Великобритании Джон Дадли Фишборн и гендиректор Fiat SpA Серджио Маркионне. О размерах доходов, которые могут получать эти джентельмены, можно судить по зарплате гендиректора Philip Morris International Лоуса Камиллери. В 2008 году этот управленец заработал в общей сложности $32 млн, которые включают заработную плату в $1,5 млн, бонусы в $14,1 млн и компенсации в размере $9,5 млн.
Samsung и подкуп прокуроров
Председателем правления Samsung Group, которая, помимо выпуска электроники, занимается еще строительством небоскребов, автомобилестроением, химической и тяжелой промышленностью, является 70-летний Ли Кун-Хи, состояние которого оценивается в $8,3 млрд (106 строчка в рейтинге Forbes). Кун-Хи является третьим сыном основателя корпорации Samsung Ли Бён Чхоль, который начинал с производства рисовой муки. Небольшой склад в городе Тэгу стал началом большой истории компании Samsung, которая получила название в честь трех сыновей Ли Бён Чхоль (в переводе Samsung означает «три звезды»).
Репутация Ли Кун-Хи, который является членом МОК (считается, что благодаря его стараниям Южная Корея выиграла право впервые проводить у себя зимние Олимпийские игры в 2018 году), не безупречна. В 2008 году его дом и офис были подвергнуты обыскам в связи с появившимися обвинениями, что один из фондов Samsung Group подкупал прокуроров, судей и политиков. После второго допроса Ли вышел к журналистам и заявил: «Я несу полную ответственность за произошедшее и подаю в отставку», хотя после первого общения с полицейскими все отрицал. 16 июля 2008 года суд признал его виновным в финансовых махинациях и уклонении от налогов и оштрафовал на $109 млн, а также приговорил к трем годам лишения свободы условно. В марте 2010 года Ли Кун-Хи вернулся на главный пост Samsung Group.
Не все благополучно и в семье Ли Кун-Хи. В 2005 году покончила жизнь самоубийством его младшая дочь Ли Юн Хен, поскольку отец запретил ей выходить замуж за давнего друга. На этот момент девушка обладала состоянием в $157 млн. Не общается Ли Кун-Хи и со своими старшими братьями, которым, по-корейским традициям, и должна была достаться корпорация их отца. В феврале 2012 года братья подали иск против Ли Кун-Хи, требуя разделить акции Samsung, что якобы завещал отец. Слушания по этому делу продолжаются.
Глава Panasonic получил должность благодаря компьютеру
Мировой лидер по производству бытовой техники Panasonic Corp, вырасший из японской корпорации Matsushita Electric, практически сразу ушел из рук семьи своего легендарного основателя Коносукэ Мацусита, который открыл свой первый завод по производству патронов для только появляющихся на рынке электроламп в 1918 году.
Законный наследник выросшей за несколько десятилетий до гигантских размеров компании — сын Коносукэ от законной жены Мумено — скончался, когда ему не было и года. С дочерью отношения разладились, когда Коносукэ, по древней традиции, решил выдать дочь замуж не за того, кого девушка любила, а за того, кто был выгоден для бизнеса его корпорации. Последние годы своей жизни Мацусита прожил с бывшей гейшей, которая родила ему троих сыновей и дочь.
Рождение вне брака детей является позором для японцев. То ли этот факт, то ли потерянный авторитет 87-летнего Мацусита на момент его решения уйти на покой привели к тому, что его старший незаконорожденный сын Масаюки не получил пост президента Matsushita Electric. Бразды правления Мацусита передал в 1983 году Кунио Накамура, который до сих пор управляет, но уже переименованной в Panasonic Corp компанией.
73-летний Накамура начинал начальником одного из отделов продаж Matsushita Electric, а через несколько лет возглавил американское отделение Panasonic Corp. Мацусита подкупила в первую очередь то, что Накамура смог быстро освоить только-только появившиеся компьютеры. Тем не менее своим наследникам Мацусита оставил самое больше в истории Японии наследство — 244,9 миллиарда иен ($3 млрд). 67-летний Масаюки Мацусита является вице-президентом корпорации.
Hyundai — семейный бизнес
Вот уже почти два месяца украинцы колесят по железным дорогам страны на скоростных поездах Hyundai. Сейчас обсуждается вопрос о постепенной полной замене существующих пассажирских составов в Украине на южно-корейские поезда, чему не может не радоваться сын основателя компании Hyundai Motors, а ныне глава корпорации Чон Мон Чжун (его отец Чон Чжу-ён, основавший машиностроительный концерн, скончался в 2001 году).
У Чжу-ёна было восемь сыновей, и сначала он передал руководство конгломератом пятому сыну Чон Мон Хуну. В 2003 году Мон Хун покончил с собой, выбросившись с 12 этажа после того, как накануне дал показания в суде в деле о незаконных переводах корпорацией миллионов долларов. Сейчас контрольный пакет акций Hyundai Heavy Industries Group у шестого — любимого — сына Чжуна, кстати, почетного вице-президента ФИФА.
61-летний Чон Мон Чжун, получивший образование в США, в молодости был известным спортсменом — он завоевал серебряную медаль в чемпионате Южной Кореи по конному спорту в 1976 году, и однажды занял 4 место в национальном лыжном чемпионате. В 2002 году он выставлял свою кандидатуру в президенты Южной Кореи, но проиграл. В преддверии нынешней президентской кампании Чжун несколько раз намекал, что не прочь побороться за высший пост страны. Состояние возможного кандидата в президенты — $1,3 млрд.