Страховые компании не смогут заниматься обязательным страхованием рисков нанесения вреда окружающей среде, если не будут состоять в Экологическом страховом пуле. Такая норма предложена Министерством экологии и природных ресурсов в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы относительно регулирования отношений в сфере экологического страхования». «Аварии экологического характера часто являются крупномасштабными катастрофами и могут принести убытки на сотни миллионов гривен. И ни одна даже крупная страховая компания не будет в состоянии самостоятельно возместить ущерб, наносимый естественной средой. Требуется объединение усилий многих страховщиков, чтобы возместить убытки в таких случаях»,— отмечается в пояснительной записке к документу.

Пул будет разрабатывать стандартные страховые продукты, проводить экологические экспертизы и актуарные расчеты, вести централизованную базу данных по экологическому страхованию, перестраховывать риски и осуществлять выплаты за счет средств фонда, сформированного участниками пула, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Размеры отчислений в фонд покрытия катастрофических рисков будет определять координационный совет пула, но они не будут превышать 5% премий. Еще 30% премий от этих видов страхования будет перечисляться в Государственный фонд охраны окружающей природной среды.

Примечательно, что еще 28 апреля 2010 года шесть компаний — «Аска», «Брокбизнес», «Ильичевское», «ПРОСТО-Страхование», Украинская пожарно-страховая компания (УПСК) и «Уника» — провели учредительное собрание Экологического страхового пула и утвердили его устав. «В 2010 году была попытка организовать такой пул, но тогда провели одно заседание и разошлись. Объединение создали лишь на бумаге, чтобы протащить один из законопроектов о защите окружающей среды. Создателей пула нашли буквально в течение нескольких часов в телефонном режиме. Но законопроект в итоге даже не попал в Верховную раду»,— рассказал «Ъ» один из организаторов страхового пула. «Созданный в 2010 году пул открыт для новых участников, поэтому ничего создавать с нуля не нужно. Все желающие могут присоединиться к организации»,— говорит советник председателя правления УПСК Игорь Яковенко.

Господин Яковенко видит объективные причины создания Экологического страхового пула. «Во-первых, в случае экологических катастроф размер выплат будет очень большим. Во-вторых, не каждый аварийный комиссар сможет оценить размер ущерба, поэтому компании, работающие в этом сегменте, должны соответствовать определенным требованиям,— поясняет он.— Пул не является самоцелью. Нужны единые стандарты и условия для эффективного развития экологического страхования». Один из участников рынка сообщил, что под этот пул могут создать компанию, специализирующуюся на экологическом страховании.
То, что страховщики должны будут отдавать государству и пулу 35% премий, вполне логично, поскольку по обязательному экологическому страхованию выплаты невелики. В 2010 году по страхованию ответственности за ущерб от опасных грузов и опасных объектов, которым предусматривается ответственность и за причиненный экологический ущерб, заключено 7726 договоров и привлечено 50,3 млн грн премий. При этом страховщики осуществили только две выплаты на общую сумму 246 тыс. грн. За девять месяцев 2011 года страховщики собрали 28,5 млн грн (6358 договоров), а выплатили 156 тыс. грн по одному случаю.
Для развития экологического страхования участники рынка советуют пересмотреть подходы к нему, ведь максимальная ответственность за перевозку тонны опасных грузов составляет всего 1,7 тыс. грн. «К счастью, в Украине пока не случалось таких аварий, как на Саяно-Шушенской ГЭС или в Крымске (РФ). Однако никто не может поручиться, что действующее у нас обязательное экологическое страхование — реальность, а не очередной побор с бизнеса, как страхование от несчастных случаев на транспорте»,— отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Он считает, что по такому страхованию должны формироваться долгосрочные резервы из прибыли компаний (свободные резервы), которые уже не связаны напрямую с действующими договорами страхования и не отражаются в текущих технических резервах. «Только в таком случае можно будет гарантировать, что эти деньги реально существуют, и их можно будет использовать для выплат при наступлении катастрофических событий»,— уверен эксперт.