«Спросите: какой тогда смысл в изменении статуса „Укртрансгаза“ — из дочернего предприятия НАКа в ПАО под крылом того же «Нафтогаза»? Смысл есть. И самая вероятная версия: через приватизацию ПАО «Укртрансгаз» открывается малоограниченный и практически бесконтрольный (со стороны как Кабмина, так и украинского общества) доступ к ГТС Украины», — отмечает автор статьи.
Цель и предмет деятельности «Укртрансгаза» стандартные — транспортировка газа, удовлетворение потребностей промышленных и бытовых потребителей в сырье и топливно-энергетических ресурсах; получение прибыли, в частности, от предоставления услуг по транспортировке и хранению природного газа и выполнение транзитных экспортных поставок газа.
Покупка акций ПАО «Укртрансгаз» — прямой и сравнительно дешевый путь к отечественной ГТС, поскольку размер уставного капитала ПАО составляет всего 6,5 млрд грн. Будут выпущены простые именные акции в бездокументарной форме, их общее количество составит 6494611600 штук. Номинал одной акции — 1 грн.
Следующий шаг — акции НАКа (которые ей как учредителю пока еще принадлежат) обменяют на 100% акций «Укртрансгаза» после регистрации выпуска его акций.
Автор статьи напоминает, что в свое время гор- и облгазы в аналогичной ситуации получили в безраздельное управление региональные газораспределительные сети — практически даром и на неограниченный срок.
«В свое время ситуация с облгазами была похожей. С той лишь существенной разницей, что ее никто не узаконил и не обставил решениями и приказами, как это делают сейчас в отношении „Нафтогаза“ и его дочерних компаний. Но все равно акционированные „три стула“ облгазов безоплатно (!) управляют региональными газораспределительными сетями страны и таким образом „сидят“ почти в начале обратных денежных потоков — платежей за газ, стекающихся в те же облгазы», — отмечает обозреватель.
«Так что это не гротеск, а одна из наиболее вероятных версий: всего за 6,5 млрд. грн. (т.е. менее чем за 1 млрд. долл.) допущенные к приватизации „Укртрансгаза“ смогут в качестве „бесплатного приложения“ получить в распоряжение всю украинскую ГТС, включая ПХГ. Оценочная стоимость этого имущества, по разным версиям, колеблется от 10 до 27 млрд долл.», — говорится в статье.